Вопрос 30
СПП и их классификация
Главная и придаточная части есть у СПП.
З подхода к классификации.
1) Логическая Буслаев в своей грамматике дал классификацию СПП, основанную на уподоблении и придаточной части того или иного члена предложения. (сказуемостные, обстоятельственные, подлежащные придаточные). В середине 19 века. Недостатки такой классификации – игнорирование специфики сложного предложения как единого целого. В одну группу попадали различные по строению предложения. Кто хочет, тот добьётся (подлежащное). Мне послышалось, что кто-то поёт (тоже подлежащное).
2) Формально-структурная (Пешковский и Шахматов и Петерсон). Союзы и союзные слова – отсюда две группы. Предложения с союзными словами и группа с союзами, а дальнейшая классификация уже внутри этих групп. Минус в том, что они только 1 специфический признак (средства связи).
3) Структурно-семантический. (Поспелов «СПП и его структурные типы»). Максимов и Белошапкова развили этот подход. Но семантика не очень объективный критерий, поэтому разнятся типы предложений.
Современная струк-сем классификация СПП
СПП
НЕРАСЧЛЕНЁННЫЕ СПП (нельзя отдельно употребить части спп). Придаточная часть присоединяется союзами (асемантические), союзными словами и асемантические союзы.
Какой частью речи выражено опорное слово.
1. Определительные. = Присубстантивное. Отвечают на вопрос «какой, чей», распространяют 1 слово или словосочетание. Союзными слова присоединяются. (Я помню песню, что пела мне мать – можно «что» заменить на «который»)
а)определительно-выделительные. Такой, такая – местоимения. Он решил собрать такую труппу, где главное место займут (Есть или можно вставить местоимения)
б)определительно-распространительные (если нельзя такая и тот вставить) Передо мной было болото, из-под белой пелены которого торчали кочки.
2. Компаративные. (Он оказался лучше, чем я предполагала.) Сравнительная степень есть. Присоединяется союзом «чем». По-другому, по-иному, другой. Больница оказалась совсем иной, чем представлял его Вася.
3. Изъяснительные – это придаточные, отвечающие на вопросы косвенных падежей и относятся к глаголам речи, мысли, чувства, восприятия (Я приказал). Кроме глаголов ещё категория состояния (интересно, надо). Плюс к существительным. (Мелькнула мысль, где он сейчас находится). Краткие прилагательные (Рад тому, что он приехал). В объектном разъяснении нуждается главная часть. Средства связи очень богатые – союзы (что, чтобы, как, будто). Не было никакой надежды(*), что небо прояснится. (Изъяснительное) Надежда, что посетила меня, быстро улетучилась. (Определительное)
4. Местоимённо-соотносительные. Самая противоречивая группа. Наличие опорного слова, выраженного местоимением в главной части. В придаточной части соответствующий ему союз или союзное слово. Мера и степень какого-либо признака
а)Местоимённо-соотносительные с союзным словом. Закреплённые пары: тот – кто, то – что, такой – какой, таков – каков, так – как, там – где, там – куда, там – откуда, все – кто, всё – что. Я сделал то, что считал необходимым. (нужно изъять придаточное, если превратится в вопросительное предложение, то «что» - это союзное слово). Много несвободных структур(Как аукнется, так и откликнется). Фразеологизированная структура.
б) Местоимённо-соотносительные с союзом. На душе было так тяжело, как будто кто взвалил на тебя дохлую корову. В главной части опорные слова всегда выражены местоимениями так, такой, столько, а союз всегда что, чтобы или сравнительный союз (будто). Он так исполнил романс, что все аплодировали лёжа. Сейчас не так жарко, чтобы ходить в туфельках.
Вопрос 30
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12013-06-01 03:37:21
Поделиться22013-06-01 03:37:36
30. ССП, ПРИНЦИПЫ КЛАССИИКАЦИИ. СПП НЕРАСЧЛ КОНСТРУКЦИИ
Классификация ССП с«Грамматики»реча:по хар-ру смысловых отношений м\упредикативн частями,кот формируется союзами: соединит,разделит,противит.Со временем эта классификация становилась более дробной,детаизированной,т.е.+пояснительные(тоесть аименно)+присоединит(даи и притом). Классификация по смысловым отношениям,при кот не замечались формальн различия(И утро выдалось отменное,и впереди было долгий день. и Утро выдалось отменное и настроение у всех было хорошее:1предл открытое,его м увеличить,добавив чати,2-закрытое,т.е.они отличаются кол-вом частейразн соотношение соСППпредл:2синонимичноСППпредл). Когда в нач60-ых гг эти формально-грамматич отличия стали видеть,выделили:открытой и закрытой структуы.
СПП – такие предл-я, в кот-х есть главная часть и придаточная часть, зависящая от главной.
Потому в отличие от относительно свободных предложений в ССП, тут четко есть главное и придаточное
До сих пор классификации разные: 1)Логико-грамматическая классификация(Буслаев) – строилась на уподоблении сложного предложения простому. Выделяли придаточные предложения в соот-ии с членами простого предложения: придаточное подлежащное, Сказуемостное, Дополнительное, Определительные, ОбстоятельственныеВ ней много недостатоков. Очень похожие предложения оказывались в разных типах (мне послышалось, что кто-то пел (подлежащное); я услышал, что кто-то пел (дополнительное) или разные по внешней структуре предл-я включали в один тип (кто хочет, тот добиться – тоже подлежащное))
Есть придаточные следствия, но нет обстоятельства следствия – нельзя полностью перенести члены предложения и соот-ие им придаточные.Это заставило искать др.подход.2) Формально-граммматический (Пешковский) классифицировали СПП по чисто формальному признаку
- СПП с союзами (я знаю, что вам трудно)
- СПП с союзными словами (эл-т связи, выступающий членом предложения)
А дальнейшая классификация шла уже, исходя из значения союзов и союзных слов.Тут недостаток, что из всех структурных признаком брали только один – средство связи. 3) Структурно-семантический (Поспелов «СПП и его структурные типы», Белошапкова, Максимов)Одни на первое место ставят структуру, другие семантику – одна классиф-я, другие наоборот и другая класс-я. Учитывается хар-р отношений между
Современная классиф-я.
По мере усложенения мысли появились и сложные предложения.
НЕРАСЧЛЕНЕННЫЕ СПП (нельзя разделить на два самостоятельных) – такие, в кот-х придаточные распространяет главное предложение, но в главное есть опорное (соотносительное) слово как элемент модели предложения, кот-е требует придаточного.
Пр. Она знала жизнь настолько плохо, насколько это вообще возможно в двадцать лет.
ТИПЫ НЕРАСЧЛЕНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Зависит от того, какой частью речи выражено опорное слово:
1. если сущ. – присубстантивно-определительное
Относятся к сущ. Отвечают на вопрос «какой?».
Присоединяются союзными словами: какой, чей, где, куда, откуда, когда - когда их можно заменить через который (дом, где (в котором) прошло детство). Они не очень однородны, можно выделить:
1.1 определительно-выделительные (когда перед сущ., к кот-му относится придаточное, можно поставить указательные слова тот, какой) (он решил созвать труппу, где главное место займут люди, еще далекие от сцены; бывают такие дни, когда жизнь прекрасна), они тем самым выделяют это слово.
1.2 определительно-распространительные (сюда нельзя такие выделительные слова поставить) (передо мной было большое круглое болото, откуда торчали кочки)
2. если глагол речи, чувства (я сказал) – изъяснительные
Отвечают на вопросы косв.падежей. Относятся всегда или к глаголам речи, чувства, восприятия или к словам, кот-е словообразовательно связаны с ними (слух (о чем? – задаем вопрос косв.падежей) о том, что он скоро приедет). Придаточные могут относится к категории состояние (известно (что?), что он очень талантлив), наречия или причастия (решено (что?), что мы все идем в музей)
Средствами связи здесь явл.:
- союзы (что (я знаю, что вам трудно), чтобы (когда относится к глаголу речи с семантикой волеизъявления – приказали) (на нем логич.ударение); будто, как будто (говорили, будто (оттенок предположения, неуверенности) его видели в городе; не было надежды, что он вернется – ср-во связи и вопрос, сущ.связано с глаголом восприятия – в таких случаях всегда, если это определительное, надо проверить, можно заменить на который))
- союзные слова (я знаю, что (где, куда и т.д.) вам делать - берем придаточное и как самостоятельное – и оно становится вопросительным).
Я не знаю, придет ли он – ср-во свзяи частица ли в ф-ции союза
3. если к местоименному слову – местоименно-соотносительные
Структурным эл-то явл. соотносительное слово в глав.части, кот-е выражено местоимением, и соответствующим союзным словом. В языке есть закрепленные пары (такой-какой, таков-каков, там-где, то-что, туда-куда, все-кто…)
3.1. местоименно-сооотносительные с союзным словом, т.е. есть несвободная структура (каков поп, таков приход (глав.часть); как аукнется…)
3.2. местоименно-соотносительные с союзом (предл-я имеют как бы модель – всегда в глав.части есть слова так+глаг., такой+сущ, а в придаточной чаще союз что – пр. он так (обязательно) выступил, что все долго аплодировали; он столько работал, что свихнулся; на душе было так тяжело, как будто (сравнительные союзы) кто взвалил на тебя дохлую корову; дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба; было не так жарко, чтобы выходить на улицу без шапки, был такой дождь, что все сидели дома), но средство связи – союз.
4. если относится к сравнению – компаративные (он оказался умнее, чем я ожидала)
Компоратив + чем?
Пр. Не будем изображать себя мудрее, чем мы есть.
4.1. Когда компаратива нет, но в слове есть их семантика сравнения (иной, другой, по-иному, по-другому) (комната оказалась совсем другой, чем представлял ее я)
Главное средство связи в расчлененных – семантические союзы (т.е. союзы причинные, целевые, сравнительные и т.д.), а в нерасчлененных – союзные слова и асемантические союзы (кот-е не предсказывают какова семантка)