56. Глобализация как идеология и реальность.
ГЛОБАЛИЗМ – междисциплинарное исследование новых условий эволюции жизни на планете, связанных с общими тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями гло-бального масштаба, субъектом которых выступает человечество в целом и природа, а также иссле-дование глобальных проблем (угрозы ядерной войны, гонки вооружений, разрыва в уровнях раз-вития различных регионов и народов мира, экологического, энергетического, продовольственного кризисов, демографического взрыва и т.д.); совокупность политических стратегий, связанных с организацией и координацией усилий всего человечества по предотвращению его самоуничтоже-ния. Особый интерес исследователей к глобальной проблематике в последние десятилетия привел к выводам о кризисе индустриальной цивилизации и вступлении человечества в «эру риска». Ис-ходя из соображений усиливающейся взаимозависимости стран мира, срастания человечества в единую систему цивилизаций, О.Тоффлер характеризовал глобализм как нечто большее, чем идеологию, обслуживающую интересы какой-то ограниченной группы. Глобализм выступает от имени всего мира, как национализм когда-то брал на себя право говорить от имени всего государ-ства. Появление глобализма расценивается как эволюционная необходимость, как шаг к «косми-ческому сознанию», которое осмыслит не только планетарные процессы, но и процессы Вселенной. В России проблематика, объединяемая понятием «глобализм», рассматривается в рам-ках глобалистики, в последние годы претендующей на статус отдельной научной дисциплины.
В формировании основных концепций глобализма просматривается ряд этапов. На первом из них (кон. 60-х – нач. 70-х гг.) были разработаны методологические и научно-теоретические ос-новы исследования глобальных процессов и проблем с учетом научных идей В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена. Следующий этап (2-я пол. 70-х гг.) был связан со становлением в США и Западной Европе основных научных школ в глобалистике: технокра-тической, концентрирующей внимание на изучении влияния прогресса науки и техники на взаи-моотношения человека и природы; стадийной, связывающей появление и разрешение глобальных проблем с постиндустриальной стадией развития человечества; эколого-демографической, рас-сматривающей все глобальные проблемы с точки зрения экспоненциального роста населения пла-неты; экзистенциально-культурной, обусловливающей генезис глобальных проблем социально-культурными противоречиями мирового социума; эволюционно-детерминистской, объясняющей обострение глобальных проблем логикой отношений человека с биосферой. В 80-е гг. на первый план вышли попытки строить практическую деятельность в области экологии в соответствии с принципом: «Думать глобально, действовать локально».
На общем фоне исследований в области глобалистики всегда выделялись теоретические и практические проблемы политического глобализма, приобретшие приоритетное значение в пери-од радикальных перемен в геополитической структуре мира на рубеже 80–90-х гг. К ним относят-ся: раскрытие особенностей мировых политических процессов в условиях нарастания угроз гло-бального масштаба; исследования политических форм и средств адаптации отдельных националь-ных социумов и целых цивилизаций к императивам выживания; анализ механизмов и методов регулирования взаимозависимостей между странами и народами, определяющих безопасность международной системы и всех ее структур. Осмысление политических аспектов мировых проблем и процессов означает смену основных принципов понимания международной жизни и создание новых.
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО – широко распространенный в социологии и политологии термин, применяемый для обозначения высшей стадии эволюции современного за-падного общества. Концепции постиндустриализма, невзирая на их внешнюю новизну, имеют много общего с идеями основателей теорий индустриального общества и деидеологизации, и прежде всего с концептуальными построениями Р.Арона и У.Ростоу. Основоположником концепции постиндустриального общества является Д.Белл, который выдвинул в своей известной книге 1973 «Грядущее постиндустриальное общество» тезис о том, что современное западное общество вступает в новую фазу собственного развития, выходящую за рамки индустриализма – доминирования промышленного сектора в экономике и соответствующей социальной и политической структуры общества. Беллом было принято свойственное теориям индустриализма разделение исторического развития на два основных этапа – 1) доиндустриальный, характеризующийся преобладанием аграрного сектора в экономике, традиционных социальных отношений и политических институтов и структур, и 2) индустриальный, отличительной особенностью которого становится доминирование промышленного сектора и модернизация социальных и политических институтов общества. По мнению Белла, кон. 20 в. совпадает с третьим этапом – этапом постиндустриализма, который отличается выдвижением на первый план сферы услуг и производства знания. В результате переход от индустриального к постиндустриальному обществу определялся изменениями в экономике и выдвижением науки на роль одной из ведущих производительных сил общества.
Описывая экономическую систему постиндустриального общества сторонники теорий по-стиндустриализма, как правило, выделяют ряд присущих ей характерных признаков. В их числе – решающее значение широкого применения информационных технологий, превращение произ-водства знания в самостоятельную отрасль экономики, а университета – в основное место этого производства, распространение гибких форм мелкосерийного производства промышленной про-дукции, приходящего на смену унифицированному массовому производству и т.д. В социальной структуре общества эти изменения коррелируются с исчезновением, размыванием границ соци-альных классов, благодаря всеобщему доступу к основному ресурсу постиндустриального общества – знаниям – посредством развитой системы образования и появлением на ключевых позициях в обществе представителей профессионально подготовленной высокомобильной элиты. Собствен-ность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая ме-сто уровню образования, накопленным знаниям. В политической сфере постиндустриализм отли-чает окончательное утверждение плюралистической демократии при повышении эффективно-сти работы государственных институтов и структур. При этом сторонники теорий плюрализма де-лают акцент на первой части этого утверждения, полагая, что насыщение общества информацией вполне укладывается в рамки концепции «компетентного гражданина», способного к активному политическому участию и обеспечивающего такого рода участием достаточную степень рацио-нальности и эффективности всей системе управления. Приверженцы элитистских воззрений, на-против, концентрируют внимание на подготовке высококвалифицированных управленцев, вы-школенной «правящей элиты», способной совладать с глобальными вызовами новой эпохи (см. Меритократия, Нового класса концепции и т.д.). В отличие от индустриального обще-ства, раздираемого классовыми противоречиями и конфликтами социальными, стадию по-стиндустриализма, по мнению сторонников концепции, отличает наличие только одного основного конфликта – между знанием и некомпетентностью, эффективностью и неэффективностью.
Типология аграрного, индустриального и постиндустриального общества, по мнению кри-тиков теорий постиндустриализма, в значительной степени перекликается с эволюционными схе-мами, существовавшими в политической социологии с 19 в., в которых каждая последующая стадия развития вытекала из предыдущей и была детерминирована несколькими или даже одной со-циальной или экономической причиной. В этой связи исследователи часто отмечают, что теории постиндустриального общества унаследовали эволюционизм и оптимизм, свойственный подобным концептуальным построениям, а также позаимствовали стремление редуцировать комплексную социальную реальность к одному системообразующему элементу – в данном случае к развитию техники и технологии. См. также раздел «Информационное общество»
56. Глобализация как идеология и реальность.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12013-06-18 06:48:12
Страница: 1