11. МИФ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АРХЕТИП
См. №9
[из другого словаря]
МИФ - форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве "неопровержимых фактов бытия" (Лосев). Для М. не су-ществует грани естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии и причудливыми ассоциациями. Мир М. гармоничен, строго упорядочен и не подвластен логике практического опыта. Исторически М. возникает как попытка построения на интуитивно-образном уровне восприятия целостной картины мироздания, способной обобщить эмпирический опыт и дополнить (при помощи умозрительных спекуляций) его ограниченность. Естественно-историческая неполнота достоверного знания о мире, неразработанность понятийного аппарата и отсутствие на ранних этапах существования че-ловеческого общества четко зафиксированных принципов построения и обоснования знания пре-допределили появление М. как некоей гипотезы, импровизированного суждения по поводу реаль-ности, которое затем предстает для своего носителя в качестве единственно возможного и само-очевидного облика мира. М. представляет собой своеобразное опредмечивание коллективных фо-бий, оформление в ярких и доступных образах массовых ожиданий, страхов и надежд. М. нереф-лексивен, т.к. изначально несовместим с рационально-критическим подходом к любому явлению, отдавая предпочтение эмоциональному созвучию и субъективной убежденности. Пространство М. закрыто, завершено, и единственное движение, возможное в нем, - повтор, воспроизведение уже некогда свершившегося. М. при этом функционирует как в качестве определенного способа пере-живания реальности, так и в виде его продукта - завершенной картины мира. Как первичная форма целостного дотеоретического общего мировоззрения, М. составляет неотъемлемую часть любого типа культуры - как в стадии его становления, так и в процессе генезиса и эволюции присущих данной культуре мировоззренческих моделей и форм духовно-практического освоения мира. По-явление развитых систем рационально-понятийного знания не приводит к одновременному вы-теснению из духовной жизни общества элементов мифологического сознания. Последнее посто-янно воспроизводится на уровне спонтанного житейского опыта и неформализуемого полностью практического сознания, а также в ситуациях, связанных с необходимостью коллективного соци-ального действия, основанного на беспрекословном подчинении чужой воле. "Экологическая ниша" М., таким образом, помещается в тех областях человеческого существования, где рационали-стическое миропонимание либо не занимает господствующего положения, либо по каким-то при-чинам его теряет. В динамике культуры подобные ситуации, как правило, связаны с глобальными (смена идеалов рациональности, поиск мировоззренческих оснований новой исторической эпохи, преобразование типа общественного устройства) или локальными (смена парадигм в частных нау-ках, возникновение новых областей знания или теоретических систем) процессами, лишающими однозначности (и ореола рациональности) прежнюю систему ценностей. Роль М. в жизни совре-менного общества неоднозначна. М. как универсальная форма дотеоретического мировоззрения, присутствует в различных сферах духовно-практического освоения реальности (М. массового соз-нания, "гносеологические М." в структуре научного знания, идеологические М., "магический реа-лизм" в литературе и искусстве) как необходимый и обладающий мощным продуктивным потен-циалом элемент. В то же время современная политическая мифология нередко используется по-литическими организациями и властными структурами для целенаправленного программирова-ния массового сознания, формирования лояльно-конформистских или радикально-агрессивных общественных настроений.