22. Юмор и слезы Диккенса
30-е годы XIX в. в истории развития английской литературы ознаменованы появлением новых черт в жанровой структуре романа, что было обусловлено историко-политическим и социально-экономическим развитием Англии в период формирования чартистского движения, обострения противоречий в стране, вступившей в викторианскую эпоху (1837--1901). 40-30-е годы- это годы крупнейших достижений в истории английского социального романа.
Понятие викторианства, связанное с викторианской эпохой, означает определенную идеологию, образ мыслей и жизни, духовную атмосферу, комплекс нравственных и этических установлений, свидетельствующих о благополучном поступательном развитии общества в целом. В XX в. термин «викторианство» получил самое широкое толкование. Одно время оно сводилось лишь к позитивным сторонам викторианской культуры, к якобы устойчивым эстетическим и этическим нормам, которых нет в современном обществе. Начиная с 1948 г. викторианская эпоха, викторианская литература активно анализируются критиками и историками литературы.
«Блестящая плеяда» английских писателей, выразительные и красноречивые страницы произведений которых открыли миру больше политических и социальных истин, чем это сделали все профессиональные политики. Диккенс и Теккерей, мисс Бронте и миссис Гаскелл изобразили их полными самомнения, напыщенности, мелочного тиранства и невежества, и цивилизованный мир подтвердил их приговор.
В XIX столетии наивысшего расцвета в Англии достигает роман, связанный с активной политической и социальной жизнью страны, отражающий духовные потребности общества. Вместе с тем в стране, где всегда чтились традиции и ощущалась связь времен, огромную роль играли в литературе идеи предшествующего века - эпохи Просвещения, этой своеобразной колыбели различных жанровых разновидностей романа. Роман XVIII столетия - это устойчивое типологическое понятие, которое несет в себе важные структурообразующие принципы. Они характеризуются вполне определенными свойствами, переданными в наследство веку XIX. [533] Национальное своеобразие английского критического реализма определяется прежде всего сатирической обличительной направленностью творчества ,в ярко выраженном дидактизме, заимствованном у просветителей, а в XIX в.- политически сокращенном и продиктованном развитием буржуазного либерализма, с одной стороны, и ростом и развитием пролетариата - с другой. Дидактизм и нравственные категории, формирующиеся в викторианскую эпоху в общем русле развития наук, особенно политэкономии, социологии, философии, накладывают определенный отпечаток на произведения Диккенса и Ш. Бронте, Теккерея и Д. Элиот, однако их место в романе в разные периоды эволюции этого жанра определяется общим развитием структуры художественного произведения, чему в немалой степени способствовало увеличение читательской аудитории и публикация романа отдельными выпусками в журналах, а также формирование массовой культуры.
Развивая традиции просветительского реалистического романа, литература XIX в. не только расширила и углубила их, но и обогатила новыми тенденциями, наметившимися в духовной жизни общества. Развитие английской литературы сопровождалось острой идейной борьбой - христианских и феодальных социалистов, чартистов и младоторийцев. В этом особенность английской литературы, обогащавшейся опытом общественных потрясений, связанных с развитием революционных событий на континенте.
Юмор как организ-я стихия в « Посмертн. зап. Пиквикского клуба». (37)-роман, хотя и постр. на мат–ле бытоопис–го очерка. Внач. Д. д/б сд. подписи к рис–м знаменит. худ. Роб.Сеймура, но подписи победили иллюст-и. С т.з. жанра – спорт. пов. (первонач. спорт – «бескорыстн. занятие к.-л. делом»). Спорт. повесть – жанр, в центре кот. Об. Оказ-ся путеш-ки ради удовольствия. Ром. > дороги, больш. перспектива охвата дей-ти. Д. намеренно уводит св. гл. героев из Лондона в сельск.Англию, где еще нет примет капиталистич. Англии. Цель пут-я и само оно – утопия. Герои собир. попасть в поместье Динглиден. Мрачн. картины дей-ти возник. на стр-х книги лишь эпизодически, крайне умеренно (напр, некое «Гнилое местечко»). Центр. роль в книге игр. юмор, организ-я стихия. Формы прояв-я юмора носят сам. разнообр. хар-р. Серия юмористич. портретов героев, серия юмористич. ситуаций. часто комич. ситуации созд-ся на несовпадении события и реакции на него. Оч.часто исп.комич.прием- овеществленная метафора. Отд.персонажи явл. носителями комич. речей. Сэм Уэллер выступ. в кач. резонера, моралиста, но все, что он гов. выглядит как комич. выступление. Юмор выступ. как ср-во идеализации. В рез-те неопытности пиквикисты попадают в нелеп.ситуации, но ситуации одновр. обличают жестокость жизни. П/д нами нелеп.герои, но смех возвыш. их над дей-ю. Гл.герой – С.Пиквик заним. место идеальн. персонажа. Достоев. гов-л, что есть 2 положит. образа мировой лит-ры – Дон Кихот и м-р Пиквик. Ведущ. св-во х-ра Пиквика – доброта, в сравн. с Дон Кихотом тоже помогает понять х-р. В сущн. вся книга постр. как описание странствий благор. рыцаря. В кн. появл.я сюжетн. пара – Пиквик и Сэм Уэллер. На протяж. романа П. попад. в типичн. донкихотовские ситуации, рядом с ним всегда его верн. слуга. Сэм чел.практический, но одновр. с практицизмом, в нем соед-ся идиллическое и бескорыстн. начала. В ром. нет отриц. персонажей. Джингль.- единственный претендент, но и его Д. не хочет делать отрицат. «Записки…»- каскад комич. ситуаций. В кот. попадают незадачливые пиквикисты, соверш. лишенные практич. опыта. Этот каскад – безудержный, непрерывный, кажд. раз неожиданный. Но несм. на неиссякаемый запас комич. ситуаций, диалогов, персонажей, неистощимую энергию рассказчика-импровизатора, «З-ки…» содержали и серьезные намеки на несов-во жизни, обществ. устройства, сущ-е зло в мире, несправ-ть, нищету. Однако, юмор в ром. в цел. обнар-ет его оптимистич. хар-р. В последств.Д. отойдет от св. соц.оптимизма.
«Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837) - роман, хотя он и построен на материалах бытописательного очерка. Вначале Диккенс должен был сделать подписи к рисункам знаменитого художника Роберта Сеймура. Однако он убедил издателей обратить внимание на его собственный замысел, связанный с характером м-ра Пиквика. Как он признавался позднее, «Посмертные записки Пиквикского клуба» были задуманы им для того, чтобы ввести забавные характеры и ситуации. «Не было определенной сюжетной основы,, ориентированной на имеющиеся наброски; сама механика клуба, также выдуманная для придания сюжету стройности, постепенно исчезала по мере того, как воплощался творческий замысел». Произведение было начато как свободная импровизация.Сэмюэль Пиквик - глава клуба и инициатор путешествия - имеет слугу Сэмюэля Уэллера - расторопного и практичного лондонского кокни. Сэм Уэллер - это своеобразное дополнение к донкихотствующему хозяину. Импровизация больше не нужна была Диккенсу - появилось убедительное противопоставление идеального мира, воплощенного в Пиквике и его [544] друзьях (постоянно влюбленном Тапмене, поэтически настроенном Снодграссе, «спортсмене» Уинкле), и мира реального, действительного, который представлял Сэм Уэллер, определенным образом подготавливающий своего хозяина к восприятию всего неизвестного и заслуживающего внимания.Темные стороны действительности вторгались в комическую стихию романа вставными новеллами - «Возвращение с каторги», «Рассказ актера». Но чем темнее тень, тем ярче свет. «Записки Пиквикского клуба» - каскад комических ситуаций, в которые попадают незадачливые пиквикисты, совершенно лишенные практического опыта. Этот каскад - безудержный, непрерывный, неиссякаемый, каждый раз неожиданный - характерен для жизнеутверждающей книги Диккенса. И хотя здесь возникают становящиеся от книги к книге более зловещими фигуры знаменитых крючкотворцев Додсона и Фогга, грустные мотивы и критические интонации (выборы в Итонсуэлле, Пиквик в тюрьме за нарушение обещания жениться) буквально тонут в потоке забавных эпизодов и веселых приключений.Диккенс - блестящий стилист, использующий богатейшие возможности английского языка для создания почти сказочной атмосферы безмятежного и безоблачного существования, где все плохое и злое исчезает, как по мановению волшебной палочки, истина и справедливость торжествуют, зло наказано, препятствия на пути к счастью уничтожаются.Болтливость Джингля, алогичность и беспорядочность его монологической речи передаются своеобразными синтаксическими конструкциями без управления: «Что вы? Займитесь собаками - прекрасные животные - умные твари - был у меня один пес - пойнтер - удивительное чутье - однажды вышли на охоту - огороженное место - свистнул - собака ни с места - снова свистнул - Понто - ни с места: как вкопанная - зову - Понто! Понто! - не двигается - собака приросла к месту - уставилась на забор - взглянул и я - вижу объявление: «Сторожу приказано убивать собак, проникших за эту ограду»,- не пошла - изумительный пес, редкий был пес - весьма!»Каждой главе «Записок Пиквикского клуба» предпослано краткое ее изложение. Из этих конспективных пересказов можно составить сценарий, макет всей книги, но ни один из них не может передать многообразия интонаций повествовательной линии, различных по характеру описаний - от мягкой иронии до колючей, хотя и не злой сатиры, как, например, в сцене выборов:«Речи обоих кандидатов, хотя и отличались одна от другой, во всех прочих отношениях воздавали цветистую дань заслугам и высоким достоинствам итонсуэллских избирателей... Физкин выразил готовность делать все, что от него потребуют; Сламки - твердое намерение не делать ничего, о чем бы его ни просили. Оба говорили о том, что торговля, промышленность, коммерция, процветание Итонсуэлла ближе их сердцам, чем что бы то ни было на свете; и каждый располагал возможностью утверждать с полной уверенностью, что именно он тот, кто подлежит избранию».Каждому персонажу Диккенса отвечает свой стиль авторского повествования, каждый герой обладает индивидуальной речевой характеристикой. Речь м-ра Пиквика выдает в нем человека робкого, нерешительного, но вместе с тем наивного, искренне верящего в успех своего путешествия. «Факт исключительный. Позвольте записать» - так обычно выражает Пиквик свою заинтересованность в услышанном или увиденном. М-р Снодграсс - возвышенная поэтическая натура - не в силах перенести малейшей ссоры между друзьями. Он патетически восклицает, обращаясь к забывшимся на мгновение Пиквику и Тапмену: «Как! М-р Пиквик, ведь на вас взирает весь мир! М-р Тапмен, ведь вы наравне со всеми нами озарены блеском его (Пиквика.- Н. С.) бессмертного имени! Стыдитесь, джентльмены, стыдитесь!».Незадачливый «спортсмен» Уинкль постоянно попадает в нелепые ситуации, не желая признаться в собственной никчемности. Часто Диккенс в шутливой манере пытается убедить читателя в этом. Сам же Уинкль совершенно уверен в своих способностях, и лишь несчастливое стечение обстоятельств мешает ему проявить свои таланты.Несмотря на неиссякаемый запас комических ситуаций, диалогов, персонажей, неистощимую энергию рассказчика-импровизатора, «Записки Пиквикского клуба» содержали и серьезные намеки на несовершенства жизни, общественного устройства, существующее зло в мире, несправедливость, нищету («Рассказ о возвращении каторжника»). Так, уже в первом произведении Диккенса определилось его гуманистическое отношение к жизни и человеку. Не погоня за богатством и ханжество, [546] а стремление обрести друзей, общаться с разными людьми, самостоятельно познать мир - вот те жизненные принципы, которые заставляют героев «Пиквикского клуба» проявить свои лучшие черты - способность на самопожертвование, умение делать добро, отказ от себялюбия и чрезмерного эгоизма.Продолжая лучшие традиции английского просветительского бытописательного романа, произведения Диккенса увлекают читателей своим демократическим, блестящим импровизаторским искусством, богатым, истинно британским юмором, интересом к повседневной жизни. Как Пиквик, так и его друзья - влюбленный Тапмен, трусоватый спортсмен-неудачник Уинкль, поэтически настроенный Снодграсс, веселый оптимист Сэм Уэллер, претерпевают некоторую эволюцию. Им чужды расчетливость, корыстолюбие, подозрительность. Они доверчивы, открыты, верят в торжество справедливости и добра. Открывая Для себя мир, они пытаются противостоять жестокости и бесчеловечности, и это укрепляет их дух и волю, делает более мудрыми.
Основные тенденции творчества раннего Диккенса в романе «Посмертные записки Пиквикского клуба». радиции Сервантеса в романе. «Посмертные записки Пиквикского клуба» Не обычна история его создания. Роман возник из юмористических подписей, которыми Диккенс по договору с одной издательских фирм сопровождал рисунки художника Роберта Сеймура. После смерти Сеймура. Диккенс решает продолжить рассказ Сеймура. Он отказался от первоначального плана построения произведения как серии комических зарисовок и сцен. Роман об¬ретает определенную сюжетную линию, в основу которой поло¬жена история судебного процесса, возбужденного против Пикви¬ка его квартирной хозяйкой миссис Бардль. Столкновение Пиквика с судейскими чиновниками Додсоном и Фоггом, его пребы¬вание в тюрьме, знакомство с ее обитателями определяют сюжет¬ный стержень романа. Фигура Пиквика по мере развития действия романа переста¬ет быть только комической. Диккенсовский герой привлекает к себе сердца читателей своей непоколебимой честностью, неистребимой доверчивостью к людям, неиссякаемой добротой и нежела¬нием мириться с несправедливостью. Он. поставлен в положение "человека" который на собственном опыте, правда, весьма неболь¬шом, познает некоторые темные стороны жизни. Он попадает в смешные и нелепые положения, что объясняется полным несоот¬ветствием между его представлениями о жизни и людях и реаль¬ной действительностью. Слепая доверчивость Пиквика делает его жертвой проходимца Джингля, хитрой миссис Бардль, возжелав¬шей женить его на себе, и многих других. Честность Пиквика приводит его в долговую тюрьму, потому что он не может и не хочет дать взятку Додсону и Фоггу. Пиквику чужд дух расчет¬ливости, буржуазные практицизм и лицемерие, и поэтому он привлекает симпатии читателей. Над ним нельзя не смеяться, как над человеком, совершенно не знающим жизни, но ему нельзя не сочувствовать. Яркую струю искрящегося веселья вносит в роман образ Сэма Уэллера, которому присущи те качества, которых так не хва¬тает мистеру Пиквику. Сэм Уэллер трезво смотрит на жизнь; у него ясный ум человека из народа; он находчив, ловок, деловит, изворотлив, он весел и остроумен. Его остроумие неиссякаемо, находчивость в любых жизненных об¬стоятельствах вызывает восхищение, а оптимизм действует покоряюще. Красноречие Сэма удивительно. Он обладает способно¬стью изрекать каламбуры, вызывающие смех присущей им пара¬доксальностью и вместе с тем точностью наблюдений. Пиквика и Сэма Уэллера часто сравнивают с такой классичес¬кой парой, как Дон Кихот и Санчо Панса. Действительно, герои Диккенса — Пиквик и согласившийся стать его слугай Сэм Уэл¬лер — напоминают неразлучную пару из бессмертного романа Сервантеса. Пиквика роднит с Дон Кихотом глав¬ное— стремление к добру и справедливости, искреннее удивле¬ние неустроенностью жизнью, желание изменить все к лучшему. Пиквик — один из первых чудаков в галерее диккенсовских героев. В создании его образа проявилась характерная законо¬мерность — стремление раскрыть истинную человечность, прису¬щую внешне смешному, нелепому, наивному Пиквику-. Он стран¬но выглядит на улицах Лондона со своей подзорной трубой в кармане пальто и записной книжкой в руках, но проходит время и чудаковатый Пиквик вызывает уже не только смех, но и глубокую симпатию. Вполне объяснима прочная дружба между ним и Сэмом:, их сближают честность и нежелание подчиняться несправедливости. Сэм добровольно разделяет с Пиквлком заклю чение в тюрьме, он делает это не из желания угодить хозяине а потому, что понимает Пиквика и сочувствует ему.
В романе звучат социальные мотивы. В главах о выборах в городке Итонсвплле Диккенс осмеивает буржуазный парламента¬ризм, обман, подкупы и шантаж, сопутствующие буржуазньщ выборам в парламент. Он описывает суд и установленные в нем порядки, создает портреты судейских чиновников — взяточников и крючкотворов. Острыми по своему социальному звучанию являются эпизоды, связанные с пребыванием Пиквика в тюрьме. Роману в целом свойствен мягкий и жизнерадостный юмор. Идилличен его финал.
ПЕРИОДЫ ТВОРЧЕСТВА ДИККЕНСА:
I. 1835-1842 (в творчестве доминирует комическая стихия, оптимистический взгляд на мир: «Посмертные записки…», «Оливер Твист», другие первые соц.романы).
II. 1842-1848 («рождественская философия» ↑, «морально-утопические романы» – доказательство тезиса обязательной победы добра над злом: «Домби и сын»).
III. 1850 гг. (аналитизм ↑, время крупных соц.романов: «Дэвид Коперфилд»).
IV. 1860 гг. (оптимизм , жанровые изменения: трагизм, роль символа ↑, психологизация повествования ↑: «Большие надежды»).
ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАННОГО ТВОРЧЕСТВА ДИККЕНСА:
Период Специфика изображения человека Специфика изображения конфликта Специфика жанра
I. 30е гг.
(«Пиквик», «О.Т.») Нет психологии и эволюции; нет принципа детерминации Сказочные способы решения конфликта Комическая утопия
II. 40е гг. («Домби и сын») Появление психологизма, появление элементов эволюции; утопическая концепция личности Выраженный элемент трагизма + мелодраматические способы решения конфликта Социально-психо-лиро-философский роман
III. 50-60е гг. («Дэвид…» и «Большие надежды») Выраженный психологизм, наличие изменяющегося сознания; утопическая концепция сохранена ↑ этих мелодраматических способов, хотя присутствует трагизм; уходит этическая и фабульная однозначность Детектив с социально-психо-символическим подтекстом
«Приключения Оливера Твиста» (1837) направлены против «закона о бедных», против работных домов, против существующих политэкономических концеп¬ций, усыпляющих общественное мнение обещаниями счастья и про¬цветания для большинства Главное для Диккенса в этом романе — показать возможность нравственного перерождения человека. Трагедия Домби — трагедия социальная, и выполнена она в бальзаковской манере: в романе показаны взаимоотношения не только человека и общества, но и человека и материального мира. Чем меньше общество влияет на человека, тем человечнее и чище он становится.
эстетические принципы и периодизация творчества Ч.Диккенса.
Глубоко специфичен в контексте реализма, парадоксальность восприятия Диккенса. При жизни обладал колоссальной и стабильной популярностью. А вот после смерти репутация его меняется: интерес к нему приобретает волнообразный характер. Начало XX века – самое противоречивое время восприятия Диккенса. В это время формируются две противоположные концепции Диккенса: (1) «концепция усложненного чтения Диккенса» (у него вычитывают глубинные философские смыслы); (2) «снисходительная концепция» (Диккенс = писатель для детского чтения, хорош для воспитания). Во многом такая концепция продиктована диккенсовской ЭСТЕТИКОЙ ТВОРЧЕСТВА И ИСКУССТВА: Идейная философия искусства – поддержание в человеке веры в неизменную победу добра над злом (так называемая «рождественская философия»): утверждение простых, не подлежащих сомнению общечеловеческих ценностей (по Достоевскому, «Диккенс – носитель общечеловечности»). Но в его творчестве эта манера трансформируется
Проблематика и своеобразие «рождественских рассказов»
Диккенса волновал вопрос о путях усовершенствования обще¬ства. Не разделяя устремлений чартистов, он предлагает свою программу нравственного перевоспитания власть имущих, веря в возможность их морального перерождения. Однако существование классовых противоречий для него вполне очевидно и желание по¬мочь людям велико. В среде простых людей находит он подлин¬ную человечность, доброту и отзывчивость. Убеждения Диккен¬са— их сильные и слабые стороны — отразились в его произведе¬ниях 40-х гг. Это проявилось в цикле «Рождественских рассказов», наи¬большую известность среди которых завоевали «Рождественская песня в прозе», «Колокола» и «Сверчок за очагом». Используя традиционную форму святочного рассказа, в котором обыденное переплетается с волшебным и фантастическим, Диккенс поставил в этих произведениях важные проблемы о положении народа и со¬циальной справедливости. В рассказе «Колокола» впервые в твор¬честве писателя появляется образ рабочего, который не может молчать, сталкиваясь с несправедливостью. Трудолюбивый и чест¬ный Вилли Ферм произносит речь в защиту бедняков. Но его про¬тест — это апелляция к хозяевам, выражение надежды на их от¬зывчивость. В «Рождественской песне в прозе» создан великолепный по силе воздействия на читателя образ скряги Скруджа. Скрудж во¬площает в себе эгоизм, скаредность, бессердечие буржуазного дельца. Он замкнут в кругу интересов своей конторы и денежных дел. Его "жизнь проходит в одиночестве, но Скрудж вовсе не страдает от этого. «Это был не человек, а кремень. Да, он был тверд .: холоден, как кремень, и еще никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Скрыт¬ный, замкнутый, одинокий — он прятался как устрица в свою ра¬ковину». Он проводил дни в холодной конторе, а вечера в своем холодном доме. «Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на ще¬ках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос... Он всюду вносил с собой эту ледяную атмосферу. Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной, и он не позволял ей оттаять ни на полгра¬дуса даже на веселых святках». Но вот в рождественскую ночь происходит нечто удивительное: к Скруджу являются три Духа времени — прошлого, настоящего и будущего. Они показывают Скруджу всю его жизнь от детства до самой смерти в холодном одиноком доме. Под влиянием увиденного скряга Скрудж преоб¬ражается в доброго и отзывчивого дядюшку Скруджа, который, купив индейку, отправляется в дом своего племянника на праздно¬вание рождества. Ему и самому становится хорошо и радостно от происшедших в нем перемен.
У Диккенса именно бытие человека в его детские годы является тем срезом це- лого бытия человека, в котором вещественно-пространственная оформленность по- следнего сказывается с максимальной напряженностью и выразительностью. Не случайно поэтому, когда мы имеем дело в его произведениях с миром взрослых, этот мир сплошь и рядом пронизан детскими воспоминаниями, которые являются своего рода мерилом поступков во взрослой жизни. Вообще, во многих произведениях Диккенса мы встречаем не только описания жизни детей, но и воспоминания взрос- лых о своих детских годах (роман же «Дэвид Копперфильд» и вовсе построен прак- тически на одних воспоминаниях о детстве), что сопровождается их рефлексиями по поводу того, что и как воспринималось и переживалось ими, когда они были детьми. Воспоминания о детстве, в свою очередь, неизменно порождают сравнения с тем, что стало теперь, и если не формируют, то в значительной мере влияют на представ- ления взрослых о себе, что также находит отражение на страницах диккенсовских романов.
В романе Диккенса «Дэвид Копперфилд» есть довольно примечательная в этом смысле сюжетная линия, весьма удачно, на наш взгляд, подтверждающая факт чис- того и в моральном смысле незаинтересованного восприятия действительности. Речь идет об отношении маленького Дэвида к его более старшему товарищу Стирфорту, дружба с которым преисполняла Дэвида, как он сам признавался, «гордостью и удовлетворением». Оскорбление Стирфортом учителя Мелла (который, к слову ска- зать, практически единственный из персонала школы Сэлем-Хаус был настроен бла- годушно и даже ласково по отношению к юному Копперфилду) словно остается не- замеченным Дэвидом. Объяснение подобной «слепоте» Дэвида можно найти в том факте, что его удивлял и притягивал к себе Стирфорт сам по себе, вне рамок каких бы то ни было его поступков по отношению к другим людям. Наконец, даже после того, как Стирфорт поступает подло и бесчестно с Эмли, в которую Дэвид был долгие годы влюблен, Копперфилд не осуждает его, а просто вычеркивает со страниц своего повествования, любовь же к нему остается в нем на- всегда.
Традиции жанра романа воспитания в «Жизни Дэвида Копперфильда, рассказанной им самим». Автобиографический характер имеет роман «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1850). Он написан в форме жизнеописания, повествование ведется от лица рассказчика. Многие эпизоды воспроизводят события жизни Диккенса, и все же эта книга —не автобиография. Это роман о становлении писателя, о формировании его личности. По сравнению с прежними произведениями, Диккенс стремится показать характер героя в его развитии, представить жизнь в ее постоянном движении, которое он сравнивает с вечно струящейся рекой, неслышно несущей свои воды от детства к юности и годам зрелости. Герой романа, прой¬дя через многие испытания, не разочаровывается в жизни. Он сохраняет нравственную чистоту, доброту и отзывчивость сердца, веру в людей, что отличает его от молодых людей — героев Стенда ля, Бальзака и многих других современников Диккенса.
Первоначально роман Диккенса был задуман как «трагедия гордости». Гордость - важное, хотя не единственное качество буржуазного дельца Домби. Но именно эта черта главного героя обусловливается его социальным положением - положением владельца торговой фирмы «Домби и сын». «В этих трех словах заключался смысл всей жизни мистера Домби..Личные качества человека Диккенс связывал с социальными условиями. На примере Домби он показал негативную сторону буржуазных отношений, грубо вторгающихся в сферу личных, семейных связей, безжалостно ломая и коверкая их. Все в доме Домби подчинено суровой необходимости выполнения своих служебных обязанностей. Слова «должен», «сделать усилие» - главные в лексиконе фамилии Домби. Те, кто не могут руководствоваться этими формулами, обречены на гибель. Гибнет бедная Фанни, выполнявшая свой долг и подарившая Домби наследника, но не сумевшая «сделать усилие». Торговля оптом и в розницу превратила людей в своеобразный товар. У Домби нет сердца: «Домби и Сын часто имели дело с кожей, но никогда с сердцем. Этот модный товар они предоставляли мальчишкам и девчонкам, пансионам и книгам». Однако Домби - сложная натура, гораздо более сложная, чем все предыдущие герои-злодеи Диккенса. Его душу постоянно отягощает бремя, которое иногда он ощущает больше, иногда меньше. В начале романа автор не объясняет его сути и природы. Он только намекает на то, что гордость не позволяла мистеру Домби снисходить до человеческих слабостей, например жалости к себе по случаю смерти жены. Больше всего его беспокоила судьба маленького Поля, на которого он возлагал большие надежды и которого начал воспитывать, пожалуй, даже с чрезмерным усердием, стремясь вмешаться в естественное развитие ребенка, перегружая его занятиями и лишая досуга и веселых игр. Дети у Диккенса в большинстве своем несчастны, они лишены детства, лишены человеческой теплоты и ласки. Флоренс и Поль не могут завоевать расположение отца, хотя внешне может показаться, что Поль отнюдь не страдает от отсутствия отцовской любви. Любовь Домби к сыну продиктована чисто деловыми соображениями. Он видит в нем наследника дела, а не личность, существо, наделенное недетским опытом и серьезностью. Флоренс жестоко страдает от холодного пренебрежения отца. Этим двум детям суждено будет «сокрушить» холодное и бесчувственное сердце мистера Домби и его чрезмерную гордыню. Но Домби действительно не был наделен добрым сердцем. Он так же спокойно переносит смерть любимого сына, как когда-то его слова о назначении денег: «Папа, а что значат деньги? - Деньги - могут сделать все.- А почему они не спасли маму?» Этот наивный и бесхитростный диалог ставит Домби в тупик, но ненадолго. Он еще твердо убежден в силе денег. На деньги покупается вторая жена. Ее чувства абсолютно безразличны Домби. Он спокойно переживает ее уход, хотя его гордости и нанесен незначительный удар. Настоящий удар Домби получает, узнав о разорении, коим он обязан своему поверенному, дельцу и хищнику по натуре - Каркеру. Именно крах фирмы является последней каплей, разрушившей каменное сердце ее владельца. Перерождение Домби в заботливого отца и деда, нянчившего детей Флоренс, не должно восприниматься как сказочное перерождение скряги Скруджа. Оно подготовлено всем ходом событий этого замечательного произведения. Диккенс-художник гармонически сливается с Диккенсом-философом и гуманистом. Социальное положение определяет нравственный облик Домби, так же как и обстоятельства влияют на изменение его характера. Поляризация добра и зла в этом романе осуществляется тонко и продуманно. Носителей доброго гуманистического начала объединяет способность понимать друг друга, помогать в трудную минуту, ощущать потребность в необходимости этой помощи. Таковы Сол Джиле и капитан Катль, Сьюзен Нипер, миссис Ричарде. Зло же сконцентрировано в единомышленниках мистера Домби - миссис Чик, Каркер, миссис Скьютон. Каждая из групп персонажей имеет свою жизненную философию, свои зоны влияния. Но заслуга Диккенса-реалиста в том, что он показывает суть современного ему общества, которое идет по пути технического прогресса, но которому чужды такие понятия, как духовность и сострадание к несчастьям близких. Психологическая характеристика персонажа в этом романе Диккенса значительно усложняется по сравнению с предыдущими. После краха своей фирмы Домби проявляет себя с наилучшей стороны. Он выплачивает почти все долги фирмы, доказав свое благородство и порядочность. Вероятно, это результат той внутренней борьбы, которую он постоянно ведет сам с собой и которая помогает ему переродиться, вернее, возродиться для новой жизни, не одинокой, не бесприютной, а полной человеческого участия.Главное для Диккенса в этом романе - показать возможность нравственного перерождения человека. Трагедия Домби - трагедия социальная, и выполнена она в бальзаковской манере: в романе показаны взаимоотношения не только человека и общества, но человека и материального мира. Чем меньше общество влияет на человека, тем человечнее и чище он становится. Немалую роль в моральном перерождении Домби суждено было сыграть Флоренс. Ее стойкость и верность, любовь и милосердие, сострадание к чужому горю способствовали возвращению к ней расположения и любви отца. Точнее, Домби благодаря ей открыл в себе нерастраченные жизненные силы, способные «сделать усилие», но теперь - во имя добра и человечности.