39. Иллюзия и разочарование Эммы Бовари
Крупнейшим представителем французской литературы второй половины 19 века является Гюстав Флобер (1821—1880). Творчество писателя - связующее звено между бальзаковским этапом реализма первой половины XIX в. и этапом так называемого «натурализма», представленным во второй половине XIX в. Э. Золя и его школой. В эстетике Флобера определяющим станет устранение субъективного ав-торского начала и перевоплощение, вживание писателя в создаваемый им характер. Путь познания действительности для художника — в пантеистическом слиянии с миром. Нужно «перестать быть собою, но жить в каждом существе, создаваемом тобою». «Необходимо усилием воображения поставить себя на место персонажей, а не подтягивать их к себе. В этом должен заключаться метод», - настаивает Флобер.
В эстетике Флобера следует особо отметить необычайно высокую требовательность к совершенству стиля произведения, которая была «настоящей болезнью» писателя, «истощавшей его и останавливающей его работу», как неоднократно говорил Э. Золя. Критики называли Флобера «фанатиком стиля». Однако его требовательность — не причуда эстета. Убежденный в нерасторжимом двуединстве формы и содержания, Флобер подчерки¬вает: «Сама по себе закругленность фразы ничего не стоит, а все дело в том, чтобы хорошо писать», потому что хорошо писать значит одновременно «хорошо чувствовать, хорошо мыслить и хорошо выра¬жать».
Главная осо¬бенность мировосприятия Флобера, определившая впоследствии па¬фос и направленность всего его творчества, может быть выражена словами самого писателя: «Какая ненависть ко всякой пошлости! Какие порывы ко всему высокому!»… «Две вещи поддерживают меня - любовь к Литературе и ненависть к Буржуа». Первое произведение, отразившее миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера, — роман «Мадам Бовари» (1856), кото¬рому писатель отдает пять лет напряженного труда. «Провинциальные нравы» - таков подзаголовок романа. Роман Флобера после первых публикаций был подвергнут суду «нравственности», автора романа обвинили в поэтизации адюльтера. Но показавшуюся обывателям банальной историю семейного адюльтера Флобер поднимает на высочайший уровень правдивого аналитического ис¬кусства, придает ей неожиданную идейно-философ¬скую глубину и подлинную эстетическую значимость. Эмма Бовари раскрывается как личность трагическая, пытавшаяся восстать против ненавистной пошлости, но в конце концов поглощенная ею.
Характеристика – реалистические традиции, критический реализм. Кольцевая композиция – начинается с жизни Шарля, формулируется проблема – как относится к человеку, который от природы не талантлив, не интеллектуален, но нравственный, добрый? У Шарля нет рефлексии, воли. Духовное совершенствование приводит его к смерти. Вопрос – почему Флобера так интересует этот персонаж? В нем заключается концепт. идея: кто выше Эмма или Шарль? Его образ близок Фелисите из «Простой души». Эмма сопоставляется исключительно с мужчинами, мужской роман, единственный женский образ – дочь. Социально-психологический роман, важна среда. Близость модернизму – внешнее общество не формирует человека, личность формируется своими внутренними законами.
«Буржуазный сюжет» флоберовского романа основан на банальной коллизии: жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником, затем со вторым, коварный ростовщик, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде. Несложное взаимодействие этих фигур приводит к драматической развязке. Разочаровавшись в любовниках, вконец разоренная ростовщиком, убоявшаяся публичного скандала, не смеющая раскрыться в своих обманах доверчивому до слепоты мужу, жена-прелюбодейка кончает жизнь самоубийством, отравившись мышьяком. Поднятая на высочайший уровень правдивого аналитического искусства банальная история жены-прелюбодейки обретает в романе неожиданную, на первый взгляд, идейно-философскую глубину и подлинную эстетическую значимость.
«Мадам Бовари», как и все романы Флобера, построена в виде биографии. С точки зрения традиционной композиции, это биография не Эммы, а Шарля. Роман начинается с его поступления в школу, потом подробно рассказывается о его первом браке, вдовстве, затем неза¬метно в его жизнь входит Эмма — как-то сбоку, словно случайно, как это всегда бывает в действительности. В продолжение всего романа благополучное существование Шарля сопровождает долгую семейную агонию Эммы — словно однообразная нота, составляющая скуч¬ный фон основной мелодии. И после смерти Эммы, во¬преки правилу эффектного конца, Шарль, уже один, про¬должает свою унылую биографическую повесть. Флобер нарушает все литературные традиции, и мастер концен¬трированной композиции, как, например, Бальзак, мог бы упрекнуть его в нечеткости структуры и в непродуманно-сти плана. Флобер продлил свой роман дальше, чем обычно, чтобы дать это впечатление обыден¬ности, этот «мрачный гротеск» похорон, с заснувшими у гроба аптекарем и священником, с веселой закуской при пробуждении, с новой ногой Ипполита, надетой спе¬циально для торжественного случая. Смерть не спасает мадам Бовари: на похоронах ее присутствует Лере, и Оме произносит свои фразы. Вскоре после ее смерти Леон женится. Все идет своим чередом, так как ничего особенного не произошло. Крушение Шарля есть продолжение той же обычной катастрофы. «Так же, как в жизни»,- этот закон и заставил Флобера заключить трагедию Эммы в рамки биографии Шарля.
Роман провинциальных нравов Флобера «Госпожа Бовари». П/д чит–ми предстает фр. захолустье, 2 города, похож. др/др: Тост и Йонвиль. Однообразие, серость, застой. Одна улица, на кот. располож. неск. питейн. заведений, трактир, церковь, аптека. Из примечат.людей – кюре Бурнисьен и фармацефт Оме. Бурж. сюжет романа основ. на банальн. коллизии: жена, нелюбимый муж, кот. она обманывает снач. с одним, затем со втор. Коварн. ростовщик, улавливающ. в св. сети жертву, чт. нажиться на чужой беде. Разоч–сь в любовн–х, раздавленная ростовщиком, убоявшись публичн. скандала, не смеющая раскрыться доверч. мужу, кончает жизнь самоубийством, отравившись мышьяком. Коллизия обреет. в ром. неожид. идейно-филос. глубину и эстет. значимость. Эмма раскр–ся как личность трагическая, пыт–ся восстать против ненавистн. пошлости, но в к. концов поглощена ею. Хар–р Э. – рез–т её романт. воспит–я. В пору монаст. обучения пристрастилась к чтению модн. Романов, кот. воспитали чувства Э., опред. её стремления и пристрастия. Романт. штампы приобрели д/нее статус критериев истинн. люб. и красоты. Окруж. дей–ть не соотв. её идеалам. Она с презр–м относ. к мужу, не в сост. оценить глубины его непритяз–й, но сильн. любви, ни его самоотверж–ти и преданности. Тогда она встреч. Родолфа - провинц. Дон Жуана, её идеал. Но не замеч. его пошлости и лживости. После 1го серьёзн. испыт–я ей открыв–ся его истин.лицо. Последн. из иллюзий Э. связ. с Леоном, некогда представшим п/д ней в ореоле безмолвн. влюблен. романтич. юноши. Встретившись после 3х лет разлуки с Л., Э. снова вовлеч. в преступн. связь, и сн. убеждается в духовн. убожестве св.о очередн. любовника. Но ведь именно в Р. и Л. воплощен извращен. и пошл. в св. существе «романтич.» идеал Э. Спасаясь от окруж. пошлости она сама проник–ся ею. И не только в бытов. привычках, пошлость проникает в люб., превращая её в жажду плотск. наслаждений. Пошлость извращ. даже материнск. ч–ва. Фл., сожалея о загублен. судьбе, одновр. строго судит героиню – жесток. картина смерти и похорон. В Оме Фл. сконцентр. все, против чего так страстно восставала Э. Он – сама пошлость, самодов–ая, торжеств–я, воинст–я.
Принципы эстетики Г.Флобера и их преломление в романе «Госпожа Бовари».
Объективная картина в произведении Флобера — это не фото¬графия мира, но осмысленное автором, творчески переработанное его воспроизведение, стимулирующее восприятие читателя. При этом в соответствии со своими принципами искусства новой эпохи писатель стремится избегать драматических эффектов и случай¬ностей; он мечтает создать «книгу ни о чем, книгу без внешней привязи, которая держалась бы сама собой, внутренней силой своего стиля, как земля, ничем не поддерживаемая, держится в воздухе, — книгу, которая почти не имела бы сюжета или, по мень¬шей мере, в которой сюжет, если возможно, был бы почты неви¬дим». Содержание такой книги, в которой будет «описана обы¬денная жизнь, как история или эпопея», может быть раскрыто, по мысли автора, при помощи мастерской композиции и иронии, создаваемых соотношением изображенных картин. Чтобы извлечь поэзию из обыденных характеров, Флобер предъявлял особые требования к правдивости в изображении свя¬зей" личности и обстоятельств. Здесь начинал действовать тот фа¬тальный закон, который он почерпнул из философии Спинозы. Верность психологии, по Флоберу,— одна из основных задач ис¬кусства. Стремление к совершенству формы у Флобера— это не формализм, а желание создать гармоничное "произведение, которое отразит мир и заставит задуматься о его сущности, не только лежащей на поверхности, но и скрытой, изнаночной.
Эмма Бовари как героиня нового типа в романе Флобера «Госпожа Бовари»
Роман «Госпожа Бовари» стал новым словом во фран¬цузском и европейском искусстве. Это книга о будничной жизни, где сюжет «почти невидим». У романа есть многозначительный подзаголовок —«провинциальные нравы». Это важно в концеп¬ции мира Флобера. История глав¬ной героини, по имени которой названо произведение, дает воз¬можность увидеть зависимость ее характера от воззрений и обы¬чаев среды, а также самую среду, имеющую в романе не меньшее значение. В романе мы видим Эмму – мечтательную провинциалку, которую окружает совершенно реальная среда. Флобер не зря дал своему роману подзаголовок «провинциальные нравы». Заставив свою героиню жить в мещанской среде, Флобер перенес внимание на ту действительную жизненную основу, которая с необходимостью порождает у героини иллюзии, надежды и желания и приводит ее к катастрофе. Именно это и происходит в «Госпоже Бовари».
Флобер, как писатель-реалист, раскрывает в Эмме Бовари, героине пошлого адюльтера, личность трагическую, пытавшуюся восстать против ненавистной ей действительности, и в конце концов поглощенную ею. Эмма Бовари оказалось типом и символом современности. Это существо пошлое, необразованное, не умеющее рассуждать, не привлекательное ничем, кроме внешности. Но в ней заложены качества, которые делают ее интересной и типичной – неприятие действительности, жажда того, чего нет, стремление и неизбежно связанное с ним страдание. Психологически глубоко разработанный образ Эммы Бовари раскрывается в разных планах: Особую роль Флобер отводил монастырскому воспита¬нию, видя его основную развращающую роль. Неестественная изоляция от реальной жизни развивала в этой здоровой от при¬роды деревенской девушке мистическую томность, романтическую меланхолию и экзальтацию.
Тяга к реальности выражалась в чтении книг, где «только и было, что любовь, любовники, любов-ницы, преследуемые дамы, падающие без чувств в уединенных беседках, почтальоны, которых убивают на всех станциях, лоша¬ди, которых загоняют «на каждой странице...». Но его героиня не замечала неестественнос¬ти, иронически подчеркнутой авторским стилем. Этот набор фальшивых красивостей и лишенное смысла сое¬динение несоединимого, возникшее в сознании Эммы, привело к противоестественному восприятию реального страдания — смер¬ти матери; горе первых дней очень скоро смешилось тем, что ни«Эмма в глубине души была очень довольна, что сразу подня¬лась до того изысканного идеала безрадостного существования, который навсегда остается непостижимым идеалом для посредст¬венных сердец».
Давая смешение представлений в сознании Эм¬мы, Флобер подготавливает читателя к тому, что его героиня пе¬реставила местами форму и содержание: для нее главным стало внешнее, подменившее собой сущность, а это и есть основа по¬шлости. Стремясь к любви, о которой читала в романах, после поездки "с Родольфом в лес она радуется тому, что у нее есть любовник, не заме¬чая разницы понятий любить и иметь любовника. Флобер показывает посте¬пенное нравственное падение своей героини, которой уже пред¬лагают уплатить долг, став любовницей заимодавца. Однако Флобер совсем не собирался изобразить нравственно падшее создание; его Эмма единственная в романе не может сми¬риться с узостью провинциализма, лишь у нее одной есть идеа¬лы, которые ей не могут принести практической пользы. Однако ее трагедия в том, что пошлой жизни она противопоставляет пошлые идеалы, не понимая их пошлости. Особенно интересны портреты-характеристики Эммы, которые автор особенно тщательно дает три раза, при этом каждый раз — через восприятие ее другим че¬ловеком. Первый раз — Шарлем; она удивительна и простодуш¬на; второй —Леоном при первой их встрече: она романтична; тре¬тий — Родольфом; она физически притягательна и провинциаль¬на. Своеобразная импрессионистичность помогает автору не толь¬ко указать на разные стороны личности героини — все замечен¬ное действительно присуще Эмме,— но и характеризовать одно¬временно самих воспринимающих; провинциальную наивность Шарля, юношескую восторженность Леона, цинизм Родольфа. В «Госпоже Бовари» Флобер вскрывает на примере судьбы Эммы, Родольфа, Леона различные стороны мещанского «поэтического чувства». Мещанская романтика способна лишь имитировать живую жизнь и живое человеческое чувство, подменять их фетишами материального преуспеяния. Для Эммы чувство любви было неотделимо от его материальной оправы, от роскоши. Глубокое отчаяние охватывает Эмму в конце романа, когда она подводит итоги своим исканиям поэтически одухотворенного, романтически возвышенного существования. Все обращается в прах, все лжет, все обманывает, - говорит она себе.
Система образов и особенности конфликта в « Госпоже Бовари».
Флобер вошёл в литературу как создатель объективного романа, в котором автор, по его словам, должен быть подобен богу – создать свой мир и уйти из него, т.е. не навязав своих оценок читателю. После неудачи «Искушения Святого Антония» друзья Флобера посоветовали ему взять сюжет из обыденной жизни. Так возник замысел « Госпожи Бовари», который, основываясь на традиции Бальзака, создавал новый тип реализма, претендующего на объективность в передаче окружающего мира. Трудности работ над романом отмечены Флобером в целом ряде писем. « Будь прокляты они, простые сюжеты!», - жаловался он Луизе Коле. Простые сюжеты очень трудно передавать без пафоса, без героев, трудно передавать так, чтобы ни единое слова не выбивалось из принятого стиля.Роман « Госпожа Бовари» стал новым словом во французском и европейском искусстве. Это книга о будничной жизни, где сюжет почти невидим. Но одновременно это одна из трагедий, которые постоянно происходят в обыденной действительности. У романа – многозначительный подзаголовок «провинциальные нравы». Однако для Флобера «Нет провинций – есть Франция».
В романе, начатом после смерти Бальзака он развивает его принципы: история главной героини, по имени которой назван роман, даёт возможность увидеть зависимость её характера от воззрений и обычаев среды, а так же самую среду, имеющую в романе не меньшее значение. То, что это роман о нравах, подтверждает и композиция: начавшись с рассказа о Шарле Бовари, он завершается рассказом об аптекаре Оме. Эмма появляется только во второй главе, а после её смерти, следуют ещё три главы, где автор рисует лицемерие церковников, пустоту церковного обряда, самодовольство и карьеризм Оме. Шарль, ничтожный в своей зависимости от внешних факторов, усвоенных от Эммы, после её смерти возвышается над всеми своим умением любить и страдать.Флобер ставил перед собой труднейшую задачу – « Передавать пошлость точно и в то же время просто», а для этого он меняет тип композиции, сложившийся до него.
Особенно большее место он отводил экспозиции – 260 страниц, на основное отводил лишь 120-160, а на заключительную, смерть Эммы, описание похорон и горе мужа - 60. Таким образом, описательная часть была бы в два раза больше, нежели изображение самих событий.В экспозиционную часть описания входило изображение воспитания Эммы. Шарлю присущи душевная инертность и тупость восприятия. Воспитание Эммы намного сложнее, оно включает и монастырь и первый период после замужества, куда входит посещение бала в замке. Здесь автор намекает на всё то, что должно позднее проявится в характерах героев. Неестественная изоляция от реальной жизни развила в здоровой от природе деревенской девушке меланхолию и экзальтацию. Тяга к реальности выражалась лишь посредством чтения книг, где только и было, что любовь, любовники, любовницы…лошади, которых загоняли на каждой странице. Но героиня не замечала неестественности, иронически подчёркнутой автором. Набор фальшивых красивостей привёл Эмму к перестановке внешнего и внутреннего, к предпочтению формы содержанию. Париж привлёк её романами Эжена Сю, аристократическим Булонским лесом, описанием изящной мебели. Эмма смешивала чувственные утехи с сердечными радостями, изысканность манер с тонкостью души, стремясь к любви, о которой она читала в романах, она радуется тому, что у неё есть любовник, не делая разницы между понятием «любить» и « Иметь любовника».
Флобер показывает постепенное нравственное падение своей героини, и если в начале романа Флобер заставил Шарля поразиться открытому, смелому и доверчивому взгляду Эммы, то в конце «вся её жизнь превратилась в сплошную ложь». Трагедия Эммы в том, что пошлой жизни она противопоставляет пошлые идеалы, не понимая их пошлости. Будучи писателем второй половины 19 века, стремясь включить писателя в творческий процесс, Флобер обращается к символизму. Символичной становится встреча Эммы с нищим калекой. Смысл его фривольной песенки с каждой поездкой Эммы в Руан всё более выявляет сущность трагедии нравственного падения главной героини.
39. Иллюзия и разочарование Эммы Бовари
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12013-06-14 08:04:57
Страница: 1