28. Эстетические принципы группы «Парнас». Поэзия Ш. Леконта де Лиля
В середине XIX века происходит своего рода переоценка некоторых принципов творчества, ведущая к появлению новых направлений и течений в литературе. Тенденция к позитивизму, уже проявившаяся в реалистических повествовательных жанрах, дает о себе знать и в поэзии – в русле так называемой «парнасской» школы, оформившейся в 1860-е годы.
Однако уже несколько раньше, в 1852 году, выходят в свет сразу два поэтических сборника, в которых спонтанному романтическому лиризму противопоставляется «объективная» поэзия и культ зримой формы: это «Эмали и камеи» Теофиля Готье и «Античные стихотворения» Шарля Леконта де Лиля.
В 60-е годы молодые поэты, считающие своим учителем Леконта де Лиля, решают периодически выпускать в свет сборники стихов. В 1866 году появился сборник «Современный Парнас». Уже в названии проявилась ориентация группы на античность. Сборник содержал произведения почти сорока авторов и составлял около трехсот страниц. Он имел успех и вызвал оживленную полемику.
В группу «Парнас» входили кроме Готье и де Лиля Т. де Банвиль, Ф. Коппе, К. Мендес, Ж. М.де Эредиа. В изданиях принимали участие П. Верлен, С. Малларме, молодой А. Франс.
«Парнас» часто характеризуют как школу, утвердившую принцип «искусства для искусства», хотя, как известно, этот принцип возник гораздо раньше, если считать началом формирования «Парнаса» 1852-ой год, когда были опубликованы «Эмали и камеи» Теофиля Готье. Отказываясь от романтического бунта и сентиментального лиризма, парнасцы провозглашали уход от буржуазной «прозы» в мир поэзии, прекрасных форм и изысканного языка. Отсюда, с одной стороны, отрицание парнасцами современных сюжетов, увлечение древностью, экзотикой, интерес к легендам и мифам разных народов, а с другой – требование беспристрастности художника и утверждение, что его личность должна проявляться лишь в совершенстве созданных им форм. Конечно, подобного рода протест был заблуждением. Это наглядно проявляется в тяготении к самодовлеющей форме, когда поэтическое произведение пишется, прежде всего, чтобы привлечь звучностью, впечатляемостью зрительных или иных чувственных ассоциаций. Видимо, ощущая эту утрату внутренней значительности, парнасцы настаивали на величии творческого подвига художника – создателя Красоты.
Признанным учителем молодых «парнасцев» был кроме де Лиля также Теофиль Готье. Он утверждал, что единственной целью искусства может быть только красота, а достичь ее можно, тщательно работая над формой. Прекрасная форма есть точное выражение мысли, ибо форма и содержание едины. Только совершенство выражения позволит поэту победить смерть, время, забвение. В романе «Мадемуазель де Мопен» (1836) художник снова и снова утверждает независимость искусства, которое должно быть чуждо политической, нравственной или социальной проблематике. Самый известный из стихотворных сборников Готье – «Эмали и камеи» (1852). Название говорит об интересе поэта к пластическим искусства. Самым большим наслаждением для себя он считает процесс превращения словаря в палитру, возможность передать средствами словесного искусства картину, фреску, статую (стихотворения «Паросский мрамор», «Луксорский обелиск», «Нереиды»). Живописность сочетается в его лирике с музыкальностью стиха. Одним из хрестоматийных произведений Готье как «парнасца» считается «Искусство» (1867). Это стихотворение является не только изложением поэтического кредо Готье как поклонника пластически завершенной формы, но прежде всего манифестом, объединяющим творческих людей, открывающих великое и вечное в повседневной деятельности.
Насаждаемой правитель¬ством утилитарности в середине века противопоставляется амо-рализм и отказ от изображения реальных будней. Но этот «амо¬рализм» по существу являлся отражением страдания от того, что попрана истинная человечность, и вызовом современной действи¬тельности, которая есть постоянное пресмыкательство мещан перед властью и догмами всех родов. Эти формы неприятия дейст¬вительности явились причиной возникновения «чистого искусства», или «искусства для искусства», сторонники которого объедини¬лись в группу «Парнас». Парнасцами стали называть себя поэты Шарль Леконт де Лиль, Теофиль Готье, Жозе-Мария де Эредиа , Теодор де Банвиль, выпустив¬шие три сборника «Современный Парнас» (1866, 1871, 1878), Когда оформилось единство их эстетических и мировоззренческих принципов. Само название «Парнас» свидетельствует о желании уйти от обыденности и ее тревог. Свою эпоху они рассматривали как эпоху упадка, враждебного искусству. Не понимая и боясь растущего движения масс, воспринимая его как вариант того же утилитаризма, они утверждали свободу искусства от тенденции, понимая под тенденцией социальную направленность. Социаль¬ным идеалам они противопоставляли философские и эстетические искания, порой их поэзия проникалась бунтарским пафосом; их откровенность вызывала возмущение буржуа, которому она каза¬лась проповедью аморальности. Парнасцы унаследовали от ро-мантизма его стремление к экзотике, его ненависть к современ¬ному продажному миру, страдания одиночества. Однако их пес¬симизм чаще всего был лишен бунтарской силы романтизма. Та эстетизация безобразного, которая возникала в их стихах, вызывала не восторг и ужас, как у романтиков, но отвращение и омер¬зение, сконцентрировавшие в себе отношение художников к сов¬ременности; особое внимание к форме превращало их стихи в хо¬лодные, лишенные живого чувства изделия искусства. Однако художественное совершенство произведений, стремление откры¬вать новые поэтические миры и воплощение одной из трагических сторон эпохи превратили их творчество в значительное явление. Презирая морализование «школы здравого смысла», они утверж-дали, что нравственность содержится в самом высоком искусстве. В продажном мире они отстаивали культурную, ценность поэтиче¬ского труда, смотрели на свое творчество как на подвижничество, будучи заранее готовы к непониманию со стороны толпы. Ш. Леконт де Лиль, пережив увлечение фурьеризмом и разо¬чарование после поражения революции 1848 г., «возненавидел свою эпоху из естественного отвращения к тому, что пас убива¬ет», и замкнулся в своей «башне из слоновой кости», почти отож¬дествляя искусство с наукой в подходе к материалу и в его об¬работке. Автора привлекает древнеиндийская философия, ут¬верждающая, что смерть — это блаженный переход в единствен¬но подлинное и вечное бытие, по сравнению с которым наше су¬ществование — временное и суетное. Особенно характерно его стихотворение из сборника «Античные поэмы» (1852) «Смерть Вальмики»1. Смерть предстает как освобождение от плена жизни и ее страданий. Сама смерть Вальмики передается как картина объ¬ективно отвратительная, но грандиозная в своей скульптурной объемности — это его способ эстетизации безобразного. Реальность рождает в воображении де Лиля картины гибели мира, заставляющие вспомнить «Тьму» Байрона. Б «Solvet sec-lum»1 (сб. «Варварские поэмы», 1862—1878) поэт предрекает: «Ты смолкнешь, темный гул, о голос бытия!», а вслед за тем изо¬бражает гибель земли. Скульптурность видения и отражения сделала де Лиля блестящим поэтом-анималистом. Шедевром считается стихотворение «Слоны» (сб. «Варварские поэмы»), где поэту удалось передать неподвижность и удушливость атмосферы, томительные и злове-щие краски, безмолвие, создаваемое полдневным зноем пустыни, населенной ленивыми и пресыщенными львами, боа, с его «спи¬ной червленой», и тяжелую поступь громадных слонов — «не-спешных„бродяг», которым подвластны и расстояния и все оби¬татели этого почти сказочного и вместе с тем зримого и слыши¬мого пространства.
Лирика Шарля Леконта де Лиля. (1818-1894)
В молодости Лиль горел республиканским энтузиазмом. Редактировал журнал «Варьете», там пропагандировал книги по фурьеризму. Попал в один из революционных центров Парижа. Лучший переводчик «Одиссеи» Гомера во Франции.
1845-50-е годы: решающий период в формировании мировоззрения и творчества Лиля. (увлечение утопическим социализмом, непонимание дела коммуны).
Темы поэзии: ожесточенные столкновения народов, религий, цивилизаций; перевороты, в которых погибают старые и рождаются новые миры. Ему было глубоко неприятно варварство буржуазной цивилизации и ее религии. Он всегда отличался грандиозностью образов. Стихи его - продуманные, звучные, ясные, правильные, размеренные. Он считал, что человечество деградирует, что человеческой истории скоро придет конец. Поэтому он ушел в мир животных (самый известный в поэзии анималист). Это означало, что он уходил от действительности в другой мир. Единственное стихотворение на современность: «Пускай вы сдохнете, в деньгах купаясь».
Он выпустил 4 больших сборника: «Античные стихотворения» (1852), «Варварские стихотворения» (1862), «Трагические стихотворения» (1884) и «Последние стихотворения» (1895).
«Античные»: Эллада для поэта - социальная утопия будущего. Это страна социальной гармонии. Эллины не подавлены ни гос-вом, ни церковью. Их свободный труд сочетается с высокой эстетической культурой.
Поэма «Фаланга»: истинная красота - идея, связующая воедино идеал и жизнь, небо и преображенную землю. Надо идти вперед и искать всеобщее царство гармонии и красоты. Идеи: революции, разоблачения католической церкви.
Гнетущая обстановка II империи оказала воздействие на сборник - он изменил утопические выводы на более ограниченные. Основная антибуржуазная установка книги была завуалирована. Книга была воспринята современниками как «манифест чистого искусства».
«Варварские»:
Сборник характерен для французской обличительной литературы середины 19 века. !Обличение варварства своего века: Лиль казнит варварство войн, корыстолюбия - безжалостной алчности к золоту, разъединяющей любовь. Он казнит католицизм - «зверь в пурпуре».
Он изображает буйную тропическую природу, мощь хищных зверей:
«Ягуар»: картина вечернего тропического леса подводит к описанию неподвижно притаившегося хищника. Забредший на опушку бык замирает в испуге. Описание яростного боя ягуара с быком. Ягуар - победитель.
«Каин»: бунтарская поэма. От вечного сна его разбудили угрозы и проклятия чудовищ. Мрачный Каин произносит монолог - обвинение богу и предсказание неизбежной победы людей над богом.
«Трагические» и «Последние»:
Оттенок риторичности и формализма.
Поэтическая мощь - в антирелигиозных стихах («Зверь в пурпуре»)
«Всесожжение»: живо и гневно воссоздана картина церковной расправы над гуманистом, погибающим на костре посреди площади.
«Доводы святого отца»: повесть о том, как римский папа с высокомерным презрением отверг и прогнал явившегося ему Христа, «сына плотника» («Легенда о великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых»).
«Трагические стихотворения» хороши и трагичны оттого, что поэт, утративший ясную перспективу борьбы, чувствовал, что вынужден примиряться с ненавистным, но казавшимся ему на деле неодолимым порядком.
Основа трагизма - вынужденное примирение с ненавистным буржуазным порядком.
28. Эстетические принципы группы «Парнас». Поэзия Ш. Леконта де Лиля
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12013-06-14 08:03:51
Страница: 1