50. Мериме как мастер новеллы
Становление Мериме-писателя происходило во времена ожесточённой борьбы между литературной молодежью, стремившейся к обновлению французской литературы, и писателей старшего поколения, предпочитающие проверенные временем каноны классицизма. Для Мериме форма новеллы была нова. Но он хотел через единичное событие раскрыть характер иных народов и эпох. События всегда ведут к романтизму. Реалистическая черта их связана с освоением характера исторически обусловленного, переход от местного колорита к реалистическому изображению.
Жанровая игра – автор изобразил чужое сознание. Рассказчик – образованный цивилизованный француз. Но теперь его показывают из вне, показывают то, что противоречит устоявшемуся французскому сознанию. Структура новелл замкнутая. Новеллы Мериме также отличаются драматичностью. Анализ страстей заставляет перейти к синтезу. На основании нескольких персонажей восстанавливается сознание и психология целой нации.
В целом ряде своих новелл («Этрусская ваза», «Двойная ошибка», «Арсена Гийо») Мериме раскрывает бездушность и чёрствость так называемого «света». Порочное и лицемерное светское общество, как показывает Мериме, не терпит ярких индивидуальностей. Оно порождает в Людях, чувствительных по натуре, особую ранимость и болезненное недоверие к окружающим. Название сборника: мозаика – из мелких деталей, вместе – калейдоскоп = жизнь. У осколков нет порядка, структуры, все хаотично.
Мериме создает новеллы-эллипсы – художественная структура, в которой все содержание реализуется вокруг 2х скрытых центров. Основной прием – прием контраста. Оба центра – 2 истории, взаимодействующие друг с другом. Часто новеллы имеют рамочную композицию (рассказ в рассказе). Рама – часто научные размышления, предположения.
Классификация новелл:
Экзотические и
Психологические (реалистические).
Шире:
1. Исторические новеллы - «Взятие редута» (одна).
2. Фантастические («Локис», «Венера Ильская» - в них есть отголоски исторических). «Видение Карла XI», «Души чистилища». В них прием материализации сознания.
3. Экзотические – противопоставление француза другому сознанию (Испания, Корсика, африканское). Автор не делает четкой установки на топос – понятно по каким-либо другим признакам. «Таманго», «Матео Фальконе», «Коломба» (тяготеет к повести). Частично «Кармен».
Основная тема – свое противопоставлено чужому, цивилизация варварству. Превосходства нет. Авторский взгляд – третий.
4. Реалистические (психологические) – большая часть новелл. «Этрусская ваза», «Души чистилища» и др. Здесь реалистическое видение мира, проблема человека в обществе, романтич. отстраненность от мира.
5. Развлекательные («Джуман», «Голубая комната») – для развлечения читателя – доля мистификации, литературной игры, элементов таинственности, черты детского жанра. Финал положительный.
«ТАМАНГО» - взаимоотношения между белыми и неграми. Вождь негров Таманго – двойственный характер, бунт не ради негров, а ради себя. Идеология сильной личности: сила воли оправдывает все или он он нарушил нравственный закон???
«МАТЕО ФАЛЬКОНЕ» - образ наполеона, но не упоминается. Вопрос – имеет ли право сильная личность вершить свой закон? Зависит ли эта личность от других законов, в том числе родовых? Мотив предательства. Действие – КОРСИКА, замкнутый мир со своими законами. Мериме решает сложную задачу: через единичное событие показать историю целых народов, иных эпох.
Эти 2 новеллы – мужской вариант сильной личности.
«КАРМЕН» - женский вариант сильной личности. Большой объем, новеллистическая повесть. Есть обрамляющая рама, образ рассказчика. Описание жизни басков – в начале, в конце – жизнь цыган.действие в испании – но испанцев нет. Баски противопоставляются цыганам- земледельцы, традиционность. Цыгане – стражники, внутренняя свобода, нет пост.семьи не любят работать, торгуют постоянно. Противопоставляется 2 типа сознания – внешний хаос и внутренний интерес, безнравственность и патриархальность. Цивилизация европейского мира занимает промежуточное положение. Мотив двойничества: все герои отражают сознание рассказчика, его грани. Он завидует кармен, ее чувствам, жизни. Важна худ.деталь – одежда кармен (красная блузка, белая юбка, цветок), непосредственность, жесткость в сочетании с жесткостью, волевым началом, харизмой. Кармен» (1845) рисует образ героини внутренне свободных, сильных, но и пугающих своей беспощадностью, своей настойчивостью в достижении целей, всеми почитаемых высшими.
психологические новеллы МЕРИМЕ в контексте реалистической традиции.
«ЭТРУССКАЯ ВАЗА» (1830) - Новелла объясняет психологию персонажа одинокого, непонятого и гонимого «светом», персонажа, который еще недавно считался героем романтическим. В новелле он предстает обыкновенным человеком, лишенным каких-либо черт романтического героя. Необыкновенно в нем лишь то, что ему удалось сохранить глубину чувств, искренность. Трагедия Сен-Клера в том, что, презирая светское общество, он был несвободен от его слабостей и предрассудков, и это привело к гибели его самого, а также преданной ему Матильды. Герой – жертва мира или осуждение героя как элемента общества? Кто виноват в трагедии? Человек или человеческие законы? Фатализм или нет?
фантастические новеллы МЕРИМЕ. Романтическое начало новеллы «Локис»
Фантастические новеллы «ВЕНЕРА ИЛЬСКАЯ» - есть обрамляющая часть, рассуждения рассказчика, рациональная европейская жизнь противопоставляется иррациональной чувственной жизни. Реалистическая или романтическая новелла?
«ЛОКИС» - выступает против модного в те годы мистицизма, идеалистической философии, против такого романтического сознания, которое, материализуясь, обретает форму преступления. есть фантастическое допущение, в основе история о семье Шемета. Шемет – романтическая натура, частые депрессии, перемены настроения. Двуплановый образ – животное и человек, природа и культура, противопоставляется рациональное и иррациональное. Вечная оппозиция в сознании человека между чувствами и цивилизацией. Нет культивирований чувственного начала. В новелле есть тенденции к неоромантизму, французскому символизму. В «Локисе» граф Шемет при всей своей склонности к иррационализму мог и не совершать убийства, если бы не его окружение, зараженное романтическими фантазиями и почти со дня его рождения ожидающее от него свершения этого акта.
Новеллы Мериме о жизни французского общества. Анализ одной из новелл
Периодизация творчества Мериме определяется двумя историческими событиями: Июльской революцией 1830 года и революционными событиями 1848 года, при этом изменения обстоятельств жизни, политических, социальных воззрений писателя координируются с перестройкой системы жанров, развитием художественного метода, эволюцией проблематики и стиля. В период между двумя революциями, в 1830е, творчество Мериме отходит от привычных ему исторических мистификаций и хроник, это время расцвета Мериме как новеллиста, который, взяв за основу краткость этого жанра, вместе с тем обновил его содержание и структуру, подчинив изображению психологических характеров, порождённых условиями существования. Тематика и место действия делят новеллы на экзотические, события которых происходят вне Франции, обычно на Корсике или в Африке, на юмористические в духе Рабле и на собственно психологические – именно в них автор обращается к анализу характеров своих современников. Именно психологические новели Мериме являются подлинными шедеврами его творчества. Среди них « Этрусская ваза», «Двойная ошибка», несколько не отличающаяся от них « Венера Илльская», а так же социально направленная « Арсена Гийо».
Заметным явлением в литературе критического реализма явилась новелла «Арсена Гийо». История строится на противопоставлении светской дамы де Пьен и девушке с панели, бывшей статистки Оперы, ныне содержанки, больной туберкулёзом, ведущей нищенское существование Арсены, которая отчаявшись, выбрасывается из окна. Мериме показывает, что именно нищета заставила её вести такой образ жизни: « Я тоже бы была честной, будь у меня такая возможность», - говорит она « высоконравственной» де Пьен, взявшей над ней шефство, ханжество которой исследуется автором с присущей ему точной ироничностью. Если в начале рассказа симпатии читателя были на стороне светской дамы, принявшей живое участие в судьбе хотевшей покончить с собой содержанки, то в финале они меняются ролями. Искренность умирающей резко отеняется ханжескими проповедями де Пьен, которая ревнует к Арсене своего возлюбленного Макса де Салиньи, который, впрочем, испытывает к Арсене, своей бывшей возлюбленной, не больше жалости, нежели к умирающей собаке. Мериме усиливает аналитичность сюжета тем, что ставит экстраординарное событие – самоубийство – в начало новеллы, основание которой уделено раскрытию характеров. Финал неоднозначен. Арсена, умирая, соединила руки де Пьен и Салиньи. На могильной плите Гийо можно разглядеть строчку карандашом, выведенную очень тонким подчеком: « Бедная Арсена! Она молится за нас».
Арсена знала только одного бога – Бога Любви, как ни старалась мадам де Пьен сделать из неё добрую христианку. Кому молится Арсена? Кто вывел эти строки? Все эти вопросы автор оставляет читателю.
Фантастические новеллы Мериме.
Стремясь укрупнить проблематику, характеры и аналитические возможности своего искусства, Мериме ищет некий синтетический жанр, который бы пришёл на смену « жанровой игре» ( мистфикации), « свободному повествованию» или мозаичности ( экзотические новеллы, кр. Кармен). Не придумывая нового термина, он разрабатывает своеобразную удвоенную новеллу, или эллипс, являющийся переходной формой от новеллы к повести и роману. Под эллипсом подразумевается такая структура художественного произведения, в которой всё содержание организуется вокруг двух скрытых или явных центров, равноправных и взаимодействующих друг с другом. Принцип эллипса использовался давно ( например, в творчестве Шекспира), но в 19 веке он становится жанрообразующим принципом той переходной формы, к которой обратился Мериме. В структуре новеллы один центр, в романе – множество. Эллиптическая новелла разрывает рамки единичности, но сохраняет лаконизм.
Ярчайшим примером подобного и является итоговое произведение Мериме – « Локис», 1869. Эта новелла синтезировала основные тенденции творчества Мериме всех основных периодов. Народная молва связывает происхождение Михаила Шемета с похищением его матери медведем и белая шейка с бьющейся голубой жилкой, по которой течёт красная кровь. Михаил Шемет – человек образованный, но странный: лошади и собаки боятся его, как диких зверей, его взгляд часто напоминает взгляд животного. Второй мотив – полюбившаяся князю пани Юлька, веселая и озорная девушка, которая постоянно дразнит влюблённого в неё Михаила ( русалочьи пляски). Соединение мотивов происходит в финале, когда юную новобрачную находят на брачном ложе с растерзанным горлом, а молодой муж скрывается, видимо, спустившись по дереву. Вся история разыгрывается на глазах рассказчика, профессора кеннингсбергского университета, приехавшего в эту глушь для изучения великого жмудского наречия, которому грозит вымирание.
Композиция рассказа в рассказе задаёт тон некоторой отстранённости, а автор, как всегда, не раскрывает причину трагедии, оставляя читателю возможность разгадать её самому.
50. Мериме как мастер новеллы
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12013-06-14 07:58:16
Страница: 1