6. История в творчестве зарубежных писателей 1ой пол. 19 века.
общая хар-ка зап реализма.+  герой.  2 этапа  30-48 гг 50-60 гг
главная фигура-  человек среднего класса. Мир пребывает в постоянном изменении.  Реализм-термин появился в сер 19 века.  Представл  о мире как о непрестанно  меняющимся – черта романтизма, но не принимают чел двоемирия.  Историзм принят реалистами. История их интересует в той мере, в кот она влияет на судьбу ч-ка. Реалистов привлекают основа научная, достижения науки, влияние ест наук на  искусство.  Герой постоянно думает о том, как он выглядит в глазах других т.е. – мир-зеркало даже для писателя ,для кот важен писатель. Реализм назван критическим за склонность к аналитич восприятию действительности. герой сочет индивидуализм и типичность.  проявляет себя во мн жанрах, но роман-доминирует.Р. предполагает не копирование вн мира, а исследование его, передачу наиболее характерных явлений.  Реалисты отказались от создания необыкновенных характеров т к  это делало психологически неудобными характеры типичных героев. Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Все они близки творческим объединениям  романтиков и активно участвуют в борьбе против классицистов.  Классицисты первой половины 19 века являются в эти годы главными противниками формирующегося  реалистического искусства. Почти одновременно опубликованный манифест французских романтиков – « Предисловие» к драме « Кромвель» В. Гюго и эстетический трактат Стендаля «Расин и Шекспир» имеют общую критическую направленность, являясь двумя решающими ударами по уже отжившему свой век своду законов классицистического искусства. В этих важнейших  историко-литературных документах и Гюго и Стендаль, отвергая эстетику классицизма, ратуют  за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей её полноте и противоречивости. Первых реалистов Франции с романтиками 20х годов сближает общность социально-политической ориентации, выявляющаяся не только в оппозиции монархии Бурбонов, но и критическом восприятии утверждающихся на их глазах буржуазных отношений. Романтики будут успешно осваивать опыт реалистов (в особенности Бальзака), поддерживая их практически во всех важнейших начинаниях. Реалисты тоже в свою очередь будут заинтересованно следить за творчеством романтиков, с неизменным удовлетворением встречая каждую их победу. Реалисты второй половины 19 века  будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме», обнаруживаемом у Мериме, например в его культе экзотики (так называемые, экзотические новеллы), у Стендаля – в пристрастии к изображению ярких индивидуальностей и исключительных страстей ( «Итальянские хроники»), у Бальзака – в тяге к авантюрным сюжетам и использованию фантастических приёмов в философских повестях ( «Шагреневая кожа»). Упрёки эти не лишены оснований, и в этом одна из специфических особенностей – между реализмом и романтизмом существует тонкая связь, выявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приёмов или даже тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования). Особое значение в связи с проблемой  литературной преемственности приобретает исследуемый реалистами важнейший принцип романтической эстетики – принцип историзма.  Известно, что этот принцип предполагает рассмотрение жизни человека как непрерывного процесса, в котором диалектически взаимосвязаны все его этапы, каждый из которых имеет свою специфику. Её-то, в реалистической традиции переименованную в исторический колорит,  и были призваны раскрыть авторы. Однако в сформировавшейся уже полемике 20-30 с классицистами, принцип этот имел свою специфику. Опираясь на открытия  школы современных историков, доказавших, что главным двигателем истории является борьба классов, а силой, решающей исход, является народ, массы, - реалисты предложили новый метод прочтения истории. Своей задачей великие реалисты видят воспроизведение действительности как она есть, в познании внутренних законов её, определяющих диалектику и разнообразие форм. Но объективное изображение не есть пассивное зеркальное отражение этого мира, ибо порою, как замечает Стендаль «природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты» и они могут оставаться непонятыми для бессознательного зеркала. Подхватывая мысль Стендаля, Бальзак утверждает, что задача – не копировать природу, а её выражать. Вот почему важнейшая из установок – воссоздание действительности -  для Бальзака,  Стендаля, Мериме не исключает таких приёмов как аллегория, фантастика, гротеск, символика. Реализм второй половины 19 века, представленный творчеством Флобера, отличается от реализма первого этапа.  Происходит окончательный разрыв с романтической традицией,  официально декламированный уже в « Мадам Бовари» ( 1856). И хотя главным объектом изображения в искусстве по-прежнему остаётся буржуазная действительность, меняются масштабы и принципы её изображения. На смену ярким индивидуальностям героев романа 30-40х приходят обыкновенные люди, мало чем примечательные. Принципиальными изменениями отмечены, по сравнению с реализмом первого этапа, и взаимоотношения художника с миром, в котором он избирает объектом изображения. Если Бальзак, Мериме, Стендаль проявили горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно, по словам Бальзака, «щупали пульс  своей эпохи, видели её болезни», то Флобер декларирует принципиальную отстраненность от неприемлемой для него действительности, которую он рисует в своих произведениях. Одержимый идеей уединения в замке слоновой кости писатель прикован к современности, становясь суровым аналитиком и объективным судьей. Однако, при всей первостепенной значимости, которую приобретает критически анализ, одной из важнейших проблем великих мастеров реализма остаётся проблема положительного героя.
лит-ра Фр 30-40 годы формируется в связи с политич событиями в стране-июльск революцией (1830) к власти пришла крупная фин олигархия. Взаимод различн напр в искусстве. нов литра – литра неистовы.+ господство романтизма и реализма. В 1829 г  р-н шуаны Бальзака меняет ситуацию. Субъективизм романтиков уступает анализу реалистов.произвед реалистов передают страсти, но кот обусл соц положением персонажа, местом и временем.   к сер века растут пессим настроения в обществе на этом этапе вступ в лит-ру Флобер, поэты-парнасцы, Бодлер.  В романе упрощается ситуация. Внимание перемещается на более сложную передачу дух жизни героя, кот лишается романтич гиперболизации.
Исторический жанр в литературе романтизма
Родоначальник современного исторического романа В. Скотт (1771—1831). Двадцать девять романов разнообразные исторические эпохи.
«Уэверли» (1814), необходимо сосредоточить «интерес на характерах и страстях действующих лиц - тех страстях, которые свойственны людям на всех ступенях общества и одинаково волнуют человеческое сердце, бьется ли оно под стальными латами пятнадцатого века... или под голубым фраком... наших дней». человеческий характер - константа, которой определяется движение истории. Цель романа – изучение жизни частного человека.. внимание к обычному человеку новаторство метода. Скотта.
соединил приключения с историей, случайности и пе¬рипетии человеческой жизни — с поворотным моментом националь¬ной истории.
Исторические лица: изображаются в их повседневных делах и заботах.
предмет исторического романа - история человека, свя¬занная с историей нации, события человеческой жизни, происходя¬щие в исторически значимый момент (войны, восстания и т. п.).
Признаки исторического романа:
а) сосуществование в поэтике произведения вымысла и правды;
б) условно-психологический принцип изображения человека - в этом случае историческое лицо лишается официальной «парадно¬сти», а частное лицо героизируется;
в) соблюдение местного колорита, реализующегося в матери¬ально-культурном (быт, одежда, утварь, архитектура и пр.) и рече¬вом (диалектизмы, архаизмы) аспектах;
г) признание закономерности общественной борьбы;
д) соблюдение местного колорита, реализующегося в матери¬ально-культурном (быт, одежда, утварь, архитектура и пр.) и рече¬вом (диалектизмы, архаизмы) аспектах;
е) признание закономерности общественной борьбы;
ж) признание поступательного движения истории, результатом чего является представление о сегодняшнем дне как совокупности сложившихся ранее исторических условий.
В 1829 г. роман П. Мериме «Хроника царствования Карла IX». «В истории я люблю только анекдоты, среди анек¬дотов предпочитаю те, где ... есть подлинное изображение нравов и характеров данной эпохи». общест¬венные нравы — категория историческая, подвержена изменениям во времени. То, что считалось в XVI в. поведенческой нормой или даже проявлением доблести - убийство из ревности, ложные, с точки зрения человека XIX в. понятия о чести, для со¬временников писателя неприемлемо. Варфоломеевская ночь результат стихийного народного движения.
Мериме ограничивает круг персонажей только очевидцы и невольные участники событий. братья де Мержи - гугенот Бернар и католик Жорж, возлюбленная Бернара католичка Диана де Тюржи, Исторические ли¬ца - король Карл IX, глава гугенотов принц Конде, адмирал Коли-ньи - мелкие расчетливые натуры. ней¬тральная позиция в историческом споре католиков с гугенотами.
Принцип «за-бытовления» исторической личности в романе Мериме оборачива¬ется его «забвением» (конечно, не полным, иначе роман потерял бы качество исторического). Повествование о частных лицах эпохи Карла IX, лишено описательности «шот¬ландского чародея». В романе практически отсутствуют описания костюмов, придворных обычаев и т. п.
История эволюционирует в первую очередь в сфе¬ре морали, убежден Мериме. Общественные нравы, разумеется, смягчаются от эпохи к эпохе, но их движение не так прямолинейно, как социальный прогресс.
Мериме разрабатывает жанр романа-хроники,  - быстрое развитие событий, узкая персонажная сфера лаконизмом описаний. Композиционно ряд эпизодов, каждый из которых нацелен на разре¬шение определенной сюжетной ситуации. Минимум второстепен¬ных персонажей (в действие вовлечены только его участники), композиционная «облегченность» массовых сцен (локализация взгляда автора на том эпизоде, в котором задействованы основные персо¬нажи), принципиальная незаинтересованность автора в разрешении личной драмы
Бальзаковское направление в искусстве нашло одно из своих продолжений в литературе «реализма». Этот «реализм» склады¬вается во второй половине 40-х гг., наиболее активно развивается в 50-х гг. Течение связано с именами писателей Шанфлери, Луи-Эмиля Дюрапти и художника Постава Курбе. Вокруг Шан-флери и Курбе группировались писатели и художники, вышедшие из демократических слоев общества. У них не было единой ми¬ровоззренческой и эстетической платформы, но их объединяло неприятие современного государства, «школы здравого смысла» (литература, поддерживаемая правительством, призванная про¬славлять добродетели буржуа)  и романтизма. Они считали себя последователями Бальзака. В Курбе, отказавшемся впервые в живописи от литературных и классических сюжетов и обратившемся к повседневной жизни простого народа Франции, они "видели вырази¬теля своих идей. Мещанство, политиканы и буржуазия представали в картинах Курбе и Домье чудовищными в своей тупости и эгоизме. «Реалисты» считали, что искусство должно воспроизводить всю неприкрытую" правду" действительности, как бы безобразна она "ни была, при этом в основе отражения мира должно быть не во¬ображение, а наблюдение. Писать, считали они, можно только о пережитом, поэтому в их произведениях так значительна роль автобиографического элемента, поэтому же они отвергали истори¬ческий роман как лживый. В основе их эстетики лежит требова¬ние искренности. Искренность требо¬вала правдивости в передаче впечатлений от наблюдаемого, по¬этому произведения «реалистов» передают необыкновенно сильно сочувствие к беднякам и ненависть к современным мещанам и буржуа.   Искренность   предполагает,  что  искусство  должно   быть «наивным, личным и независимым». Независимость—это — свобода от следования традициям, которые вносят в искусство ложь «Личное» в искусстве понималось как передача собственного чувства собственного   понимания.   И   наконец,   «наивность»   предполагала освобождение  от   изящества 'формы,  от  изысканности  изобраЖЕния в этом последнем особенно силен был протест против обостренного внимания   к   форме   романтиков, парнасцев и Флобера «Реализм» не оставил после себя значительных произведении литературы, но он стал  переходным этапом, связавшим бальзаков¬ский период с Флобером и дал название методу, созданному Бальзаком.
Предисловие к «Человеческой комедии» как манифест художественных принципов Бальзака. Основные принципы своего творчества Бальзак изложил в «Предисловии к «Человеческой комедии» в 1842 г. Это манифест реалистического искусства Франции. В основе его метода лежит научность. Это утверждение взаимной связи и взаимной обуслов¬ленности всех частей живого организма, а у писателя — единство общественного организма при его кажущейся дробности и разоб¬щенности; вместе с тем это утверждение зависимости каждого организма от окружающей среды, а также поиски системы в жизни Общества и причинно-следственных связей его развития. Соот¬нося мир природы с человеческим обществом, Бальзак постоянно помнил о существенных различиях и о большем числе причин и их большей сложности, когда идет речь о мире людей. Именно поэтому писатель утверждал, что человеческое общество необхо¬димо изображать в постоянном изменении, зависящем от «ступеней цивилизации», отстаивая тем самым необходимость социально-временной детерминированности в литературе. Создавая свою историю общества как историю нравов, Бальзак исходил из необходимости описывать, «мужчин, женщин и вещи», понимая под «вещами» «материальное воплощение мышления людей. Вещи у Бальзака — это убеж¬дения людей, объективный ход событий, в романном мире — ма¬териальные предметы, реалии, характерные для определенного исторического времени. Именно поэтому столь большое место он уделяет описаниям места действия, портретов персонажей, их одежды: все это в совокупности определяет убеждения героя, его социальную функцию, время, его создавшее. Вещи у Бальзака — это та среда, где обитает его герой. Его суждения о соци¬альной среде были новым словом в теории и практике литературы его времени. Его реализм аналитичен, автор исследует причины появления тех или иных типов, сущность тех или иных типов, со¬зданных социальной средой. Среду социальную Бальзак считал основным «двигателем» страстей и событий в человеческом обще¬стве. Причем каждой среде, показывает писатель в своих романах, присущ свой «подвид» этого «двигателя». Он обращал внимание именно на эти различные «соци¬альные двигатели» разных социальных сред — буржуазной, обла¬дающей стремлением подчинить себе прежних господ-аристокра¬тов, и аристократической, сохранявшей желание всеми силами удержать ускользающее господствующее положение. Видеть движение истории, раскрывая его в судьбах простых людей, учил Бальзака В. Скотт, воздействие которого ощутимо на всем творчестве французского писателя. Но у Бальзака исто¬ризм прошлого сменился историзлюм настоящего, присущим реализму. Создавая историю нравов своего времени, Бальзак считал не¬обходимым, вслед за В. Скоттом, изображать современное обще¬ство через изображение личных отношений. В центре его повест¬вования стоят семьи и семейные отношения, но автор показывает, как они подчиняются основным тенденциям времени, как отношения в семьях Растиньяков, де Ресто, Нюсинженов, Тайферов — буржуа и аристократов — строятся на денежных расчетах, как умирающий отец Горио восклицает, что за деньги можно купить все, даже дочерей. Лишь труженики Бьяншон, Деплен и им по¬добные оказываются способны на проявление искреннего челове¬ческого участия: их не коснулась все разъедающая власть золота.  Утверждая, что историком должно быть само французское обще-ство, и отводя себе — автору — роль секретаря, Бальзак вместе с тем заявлял, что роман должен быть «лучшим миром», писатель — равным государственным деятелям, ибо он высказывает опреде-ленное мнение о «человеческих делах», дает «философию исто¬рии», исходя из «полной преданности принципам». О себе он го¬ворил, что пишет историю своего общества, основываясь на прин¬ципах религии и монархии. Стремясь найти соци¬альную устойчивость, он идеализировал законную — легитимную — монархию, надеясь на твердую власть короля. Устойчивость соз¬дается, по его мнению, и религией. Но во всей «Человеческой комедии», писал соотечественник Бальзака Лндре. Вюрмсер, «вы не отыщете дифирамбов монархизму или католицизму».
Крупнейшим представителем французской литературы второй половины 19 века является Гюстав Флобер (1821—1880). Творчество писателя  - связующее звено между бальзаковским этапом реализма первой половины XIX в. и этапом так называемого «натурализма», представленным во второй половине XIX в. Э. Золя и его школой. В эстетике Флобера определяющим станет устранение субъективного ав-торского начала и перевоплощение, вживание писателя в создаваемый им характер. Путь познания действительности для художника — в пантеистическом слиянии с миром. Нужно «перестать быть собою, но жить в каждом существе, создаваемом тобою». «Необходимо усилием воображения поставить себя на место персонажей, а не подтягивать их к себе. В этом должен заключаться метод», - настаивает Флобер.
В эстетике Флобера следует особо отметить необычайно высокую требовательность к совершенству стиля произведения, которая была «настоящей болезнью» писателя, «истощавшей его и останавливающей его работу», как неоднократно говорил Э. Золя. Критики называли Флобера «фанатиком стиля». Однако его требовательность — не причуда эстета. Убежденный в нерасторжимом двуединстве формы и содержания, Флобер подчерки¬вает: «Сама по себе закругленность фразы ничего не стоит, а все дело в том, чтобы хорошо писать», потому что хорошо писать значит одновременно «хорошо чувствовать, хорошо мыслить и хорошо выра¬жать».
Главная осо¬бенность мировосприятия Флобера, определившая впоследствии па¬фос и направленность всего его творчества, может быть выражена словами самого писателя: «Какая ненависть ко всякой пошлости! Какие порывы ко всему высокому!»… «Две вещи поддерживают меня  - любовь к Литературе и ненависть к Буржуа». Первое произведение, отразившее миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера, — роман «Мадам Бовари» (1856), кото¬рому писатель отдает пять лет напряженного  труда. «Провинциальные нравы»  - таков подзаголовок романа. Роман Флобера после первых публикаций был подвергнут суду «нравственности», автора романа обвинили в поэтизации адюльтера. Но показавшуюся обывателям банальной историю семейного адюльтера Флобер поднимает на высочайший уровень правдивого аналитического ис¬кусства, придает ей неожиданную идейно-философ¬скую глубину и подлинную эстетическую значимость.  Эмма Бовари раскрывается как личность трагическая, пытавшаяся восстать против ненавистной пошлости, но в конце концов поглощенная ею.
Беспрецедентный суд на романом «Мадам Бовари» и его автором заставили Флобера с удвоенной энергией взяться за разработку нового сюжета, и это был сюжет романа «Саламбо», поистине уникальное произведение как с точки зрения воплощенного в нем принципа историзма, так и своеобразного художественного метода. Уже в марте 1857 г. Флобер погружается в мир Древнего Востока, штудируя многочисленные фолианты, посвященные Карфагену. Сбывается наконец давняя мечта художника «писать большие и роскошные вещи... работать над привольным и чистым сюжетом».
Специальной темой может стать изучение библейских параллелей в романе и их соотнесение с множеством языческих культов, великолепным знатоком которых оказался Флобер.
Жанр исторического романа в творчестве Флобера «Саламбо»
В  «Саламбо»   возникают завораживающие  картины   жизни   и быта древнего Карфагена,   полные   «гармонии   несвязных явлений», автор,  как романтик, упивается буйством  картин и красок  юга, но, как всегда, перед ним стоит задача правдивого воспро¬изведения   действительности,   психологической   достоверности   ха¬рактеров. Причинно-следственные связи находит он и в воссозда-ваемом им мире III в. до н. э. «Саламбо» — роман исторический, приступая к работе над ним, Флобер перечитал сотни томов спе¬циальной литературы. Он называл свое произведение даже архео¬логическим. В романе, он. изобразил катастрофический, момент в истории Карфагена, используя при этом достижения В. Скотта, и одновременно он воспроизвел переломный этап в развитии созна¬ния правителей  Карфагена, выступив  как реалист-аналитик,- Все это он подчинил «единству колорита» и верности психологии, че¬го не было у его предшественников. Свои отступления от истори¬ческих   источников   он   принципиально   считал   возможными — не потому ли была избрана столь далекая и мало известная эпоха? Главной идейной задачей автора стало опять, как у романтиков, воспроизведение извечной  борьбы в  мире добрых и злых начал. В романе  они   представлены   как   культ  богини   Танит,   покрови¬тельницы жизни и любви, и" культ Молоха — бога войны и разру¬шения, Не смог и не захотел писатель-реалист уйти от изображе¬ния низости политических деятелей: в романе о далеком прошлом члены   Совета   Республики бесчестные,   коварные,   корыстолюби¬вые и жестокие, списаны с современных Флоберу деятелей.В  центре этого романа, как и  в центре предыдущего романа о современности, — фигура женщины, но если все чувства Эммы были извращены стремлением к подражанию, а  мысль способст¬вовала только появлению искаженных представлений о  мире, то Саламбо представляет собой существо столь чистое и естествен¬ное, что даже само чувство любви к Мато она не называет этим словом, но умирает, не будучи в состоянии пережить гибель лю¬бимого.  Все  большее  место  в романе занимает  воспроизведение безобразного, которое в системе эстетики середины века  призва¬но передать отвратительную сущность и омерзительный внешний облик неприемлемого мира. Флобер с присущим ему мастерством рисует портрет заживо разлагающегося суффета Ганцона, сцены каннибальства  загнанных в расселину рабов,  трупы львов, рас¬пятых   земледельцами,   казнь   Мато.   Эстетически   прекрасно   вы¬полненные,  они   контрастируют  с  изысканно  прекрасными  одеж¬дами Саламбо, волшебным великолепием покрывала Танит. Фло¬бер, не раз,   выступавший   против   романтического   великолепия   и «исторического реквизита» романов В. Скотта, превзошел в этом романе и французских и английских авторов романтической про¬зы. Однако его роман по названным выше особенностям стиля и по важной для автора проблематике не может быть отнесен к романтизму, он вписывается в систему литературных тенденций середины XIX в.